Штуцера-нитроэкспрессы и их баллистические данные

Штуцера-нитроэкспрессы и их баллистические данные

Для пуль в оболочке ствол должен быть из более твердого материала, а нарезы — неглубокие, чтобы твердая оболочка все же заполняла их, не допуская прорыва газов по дну нарезов. Чтобы мелкие нарезы не засорялись пороховым нагаром, нужен порох, почти не дающий твердых остатков; такими оказываются бездымные нитроиорохи, так как дымные порохи дают около 60% твердых остатков.

С применением бездымных порохов и пуль в оболочках обнаружилась необходимость более точного изготовления пуль и оружия, так что все допуски в размерах канала ствола, нарезов и пуль должны быть уменьшены.

Все эти затруднения были преодолены оружейной техникой.

Благодаря бездымному пороху, который сообщает пуле большие скорости полета при меньшем давлении, чем дымный порох, удалось усовершенствовать этот тип экспрессов. Для увеличения убойности были приняты пули с ослабленной спереди оболочкой, затем — полуобол очечные пули. Для облегчения веса оружия стали делать нитроэкспрессы, кроме двухствольных, одноствольными. Однако одноствольные системы, хотя стоят дешевле двухствольных, не получили распространения, потому что второй выстрел без отнятия приклада от плеча в штуцерах нередко так же необходим, как и в дробовых ружьях. К тому же двухствольные нитроэкспрессы были облегчены и сбалансированы лучше дымных экспрессов.

Нитроэкспрессы сконструированы по образцу традиционных охотничьих двухствольных ружей. Стволы тоже откидные, т. е. вращающиеся на коленчатой ствольной колодке. Колодка, ввиду большого давления, возникающего при выстреле, значительно усилена; замки с наружными или внутренними курками (бескурковые). Для увеличения скорострельности нитроэкспрессы хороших систем бывают бескурковые с эжекторами; чаще всего они двухствольные, реже трехствольные и еще реже одноствольные. С откидными стволами охотники хорошо знакомы по дробовым ружьям, и потому подобные системы не вызывают трудностей при пользовании и уходе за оружием. Затвор преимущественно Гринера с различными усилениями запирания. Так, для усиления колодки в ее опасном сечении (главный угол) придают ей боковые приливы или же делают затвор лишь с верхним скреплением без нижней рамки Пэрдейя. Ударный механизм самый простой, прочный и надежный в смысле живучести и безотказности, потому что охотнику приходится стрелять нередко вблизи в опасного зверя. Взведенные курки должны прочно держаться на шепталах, чтобы при выстреле из одного ствола не срывался бы с боевого взвода курок второго замка. Трехствольные нитроэксирессы имеют три замка и один, два или три спусковых крючка. Один крючок наиболее удобен для быстрой стрельбы: при каждом нажатии получают один выстрел*. При двух крючках необходимо помнить и привыкнуть, что для выстрела из третьего ствола следует нажать вторично на второй спусковой крючок после выстрела из левого ствола. Три спусковых крючка — наиболее простое устройство, поэтому очень живучи, надежны и довольно удобны в пользовании.

Из одноствольных нитроэкспрессов более практичными и долговечными оказываются системы с неподвижным стволом. Подобные системы с затворами военного тина стоят дешевле специальных вертикально скользящих затворов. Об одноствольных нитроэкспрессах будет упомянуто еще при описании карабинов.

Как и всякое оружие, нитроэксирессы развивались постепенно. Нитронорохи низких давлений, никелевые и медно-никелевые оболочки пуль пробовали применять к экспрессам 500-го калибра в 1895-1897 гг. Около того же времени стали изготовлять штуцера 315-го и 360-го калибра, но для сравнительно слабых патронов, например, пуля патрона Унтердорфер 315-го калибра весила всего 10,6 г. Кроме того, континентальные оружейники делали штуцера слишком облегченные: менее 3,200 кг, а часто и менее 2,800 кг при двух стволах. Английские оружейники шли далеко впереди в отношении совершенствования нитроэкспрессов. Еще в 1897 г. фирма "Джеффри" применяла патрон 400-го калибра с 46 гранами кордита и нулей в 370 гранов, а в конце 1898 г. выпустила патроны 400-60-300** и 400-60-400, бывшие первыми типичными нитроэксирсссными патронами.

В 1900 г. английские оружейники выпустили в продажу следующие нитроэксирессы, которые оказались еще более сильным оружием. Краткая характеристика этих нитроэкспрессов показана в таблице.

Тогда же, в 1900 г., С. А. Бутурлин верно оценил это оружие как "совершенно новый тип штуцера, заслуживающий особого внимания".

Давление газов при указанных патронах было очень высокое, потому что использовались гильзы, предназначенные для старого дымного пороха. Емкость этих гильз была недостаточна для горения нитропорохов. С 1903 г. введены были патроны в специальных гильзах "№ 2" (360-й, 450-й и 475-й калибры) или калибра 350 Магнум; тогда появилась возможность понизить давление, доведя плотность заряжания до 0,5 (точно 0,529) и при увеличенном заряде. При этом упомянутые новые, специальные нитроэкспрессные патроны не могли входить в патронники дымных экспрессов, чем устранялась возможность разрывов стволов и несчастных случаев. Патроны новых образцов развивают давления примерно процентов на 40 больше, чем в дымных экспрессах. Усиленное давление действовало разрушительно на стволы первых нитроэкспрессов, сделанных еще по принципу прежних так называемых дымных экспрессов, и некоторые оружейные фирмы определенно указывали, что штуцера их пригодны всего на 500 выстрелов.

Такая малая живучесть первых нитроэкспрессов была постепенно ликвидирована применением более высокопрочных специальных сортов ствольной стали. Перед Мировой войной 1914 г. вопрос о малой прочности и живучести нитроэкспрессов совершенно отпал. Они стали способны выдерживать до десяти тысяч выстрелов, т. е. более чем нужно на две-три охотничьих жизни охотника-зверовика.

Высота подъема траектории полета пули показана при стрельбах на дистанции 130 и 260 шагов. Шаги везде аршинные (71 см). Стволы длиной 28 дюймов. Температура при проведении опытных стрельб + 16°С.

В общем высота подъема траектории пули типичных нитроэкспрессов при начальных скоростях меньше 2500 фут/сек. колеблется для 400 шагов около 1 фуга. В дымных же экспрессах для такой же дистанции высота подъема траектории около 2,5 фута. Оказывается, что на одинаковые дистанции траектория пули нитроэкспрессов в 2,0-2,5 раза более отлогая, а при одинаковой крутизне траектории дальность боя нитроэксиресса на целую треть больше, чем дымных экспрессов.

При скоростях пули от 2500 до 3000 фуг/сек. траектория полета пули еще более отлогая.

Как видно, траектории пуль сравнительно крупнокалиберных нитроэкспрессов удалось получить вдвое настильнее, чем при стрельбе из дымных экспрессов и сравнять настильность боя этих нитроэкспрессов с настильностью боевых винтовочных 8-мм пуль. Настильность же пули 280-го калибра еще вдвое отложе и позволяет до 400 шагов не выпускать пули из круга диаметром в 22 см, не заботясь о расстояниях и без всякой "игры" мушкой.

Относительно настильности боя нитроэкспрессов вообще можно сказать, что траектории полета пуль дают возможность для охотничьих дистанций до 400 шагов пользоваться лишь одним постоянным прицелом с соответствующим выпуском мушки при прицеливании.

Штуцера-нитроэкспрессы и их баллистические данные

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

восемнадцать − четырнадцать =