Чем дальше, тем лучше

Прошедшая война показала, что обычная дистанция поражения целей в глубине обороны должна достигать 6—8 км, а максимальная желательна не менее 12—15 км.

Дальнобойность орудий повышали тремя способами. Первый из них — увеличение угла возвышения ствола. Отличные результаты были получены после внедрения лафетов с двумя раздвижными станинами. Ствол стал более подвижен как для вертикального возвышения, так и для горизонтального перемещения. Большинство орудий малого и среднего калибров стали оснащать этими лафетами.

Второй способ требовал изменения формы снаряда, в частности его удлинения. Во всех странах велись разработки наиболее выгодной формы. Пробовали даже применять специальные снаряды с нарезкой, соответствующей нарезке ствола.

Третий способ состоял в увеличении начальной скорости. В этом помог дульный тормоз, и, кроме того, появился улучшенный порох. Но повышение начальной скорости снаряда снижало живучесть артиллерии.

Она и так была достаточно низкой. У тяжелых орудий наступал износ после 1200 выстрелов, у легких — после 3 тыс., а затем ствол нужно было пересверливать или менять. Выход был найден при помощи так называемого лейнера. Он представлял собой тонкостенную трубу из высокопрочной стали, которую вставляли внутрь ствола. Через несколько сот выстрелов лейнер заменяли, и ствол мог прослужить в несколько раз дольше. После создания удобной системы крепления лейнер стало возможным менять в течение нескольких минут.

Каждый вид артиллерии должен был иметь свою дальнобойность. Вновь, как и во времена Густава II Адольфа, потребовалось приблизить артиллерию к пехоте. Эту роль взяла на себя возникшая полковая и батальонная артиллерия. Полковые пушки нужны были для огневой поддержки пехоты в бою. В момент атаки они использовались для уничтожения неподавленных огневых точек, например пулеметных гнезд. В конечном счете во многих армиях остановились на орудии типа гаубицы калибра около 75 мм и с дальностью боя до 6000—7000 м. В некоторых странах за основу были взяты горные орудия. Было также желательно, чтобы полковая пушка могла вести борьбу с бронемашинами.

Ей в помощь стали создавать специальные противотанковые орудия, вошедшие в батальонную артиллерию. Для них основным был калибр 37—45 мм, а конструкция обеспечивала подвижность, большой угол горизонтального обстрела, скорострельность и высокую начальную скорость снаряда. Большинство противотанковых пушек имело лафет с раздвижными станинами, клиновой затвор для полуавтоматической стрельбы и Французская ?5-мм пушка образца 1897 г., модернизированная в 1931 г. (одностаникная) начальную скорость снаряда порядка 700— 900 м/с. Эти орудия были рассчитаны на пробивание брони толщиной 20—30 мм на дистанции 500 м, но, как показали события, в дальнейшем этого оказалось недостаточно.

Следующей по мощности шла дивизионная артиллерия, составлявшая основную часть всей артиллерии. В нее входили 75— 85-мм пушки и 105—155-мм гаубицы. Задачей дивизионной артиллерии была борьба с живой силой и артиллерией противника, с его огневыми точками и временными полевыми укреплениями, а также с его бронечастями. В период 1920—30-х гг. подверглись усовершенствованиям все лучшие модели конца Первой мировой войны. Были введены новые лафеты, дульные тормоза, лейнеры, виды пороха и снаряды. После переделки орудия стали мощнее и более живучи.

Дальнобойность дивизионной артиллерии составляла для пушек 12—14 км, а для гаубиц — 10—12 км.

Для обстрела тылов противника, мощных укреплений и его дальнобойных орудий выделялась корпусная артиллерия. В ее состав включались пушки и гаубицы калибра 105—155 мм. Исходя из поставленных задач, дальнобойность корпусной артиллерии требовалась значительная. Французские тяжелые пушки имели предельную дистанцию в 18—20 км, а самая новейшая модель 1932 г. завода Шнейдера стреляла на 26 км. Корпусные гаубицы могли поражать цель на удалении в 14—16 км.

В конце Первой мировой войны широкое распространение получили крупные артиллерийские соединения для прорыва глубокой обороны противника, которые организационно оформлялись как группы артиллерийского резерва главного командования (АРГК). В 1930-х гг. в странах Западной Европы и в США эту артиллерию составляли 155—240-мм тяжелые пушки, 203— 305-мм гаубицы, а также орудия на железнодорожных установках. Во Франции в состав АРГК входили известные еще со времен войны 400- и 520-мм гаубицы на железнодорожных платформах. Кроме того, были сконструированы в 1923-1930 гг. новые железнодорожные орудия калибра 210, 240, 305 мм. Дальнобойность сухопутных пушек этого типа составляла 20—30 км, а гаубиц только 15—18 км. Железнодорожные пушки могли обстреливать цели на расстоянии 30—35 км.

Большое внимание разработке железнодорожной артиллерии уделяли в Соединенных Штатах Америки. Там она использовалась в качестве береговой артиллерии для защиты страны с моря, поскольку потенциального сильного противника на суше не было. Для защиты Нью-Йорка и Панамского канала были установлены 406-мм орудия, которые при начальной скорости снаряда в 840 м/с могли стрелять на расстояние 50 км.

Стрельба еще дальше была вполне возможна. Это показали эксперименты со сверхдальнобойными пушками в Германии и во Франции. Но верх стало брать мнение, что цели далее 40 км лучше поражать авиацией. У сверхдальнобойных пушек имелись свои сторонники, утверждавшие, например, что к бомбардировке противник успевает подготовиться, а артобстрел начинается внезапно. В последующей войне более эффективную роль сыграла авиация, но сверхдальнобойные орудия не были забыты.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

пятнадцать − пятнадцать =