Тайный манускрипт артиллеристов

Тайный манускрипт артиллеристов

Большинство литых орудий, особенно осадных, делались из пушечной бронзы, состоявшей на 90% из меди и на 10% из олова. Долгое время все орудия были заказными. Город, пожелавший отлить орудие, вызывал мастера-литейщика с подручными. Устраивался настоящий городской праздник. Сначала все глазели на специально сооруженные медеплавительные печи, из которых в земляную форму вытекала жидкая бронза. Затем устраивалось гулянье с музыкой, танцами и бесплатной раздачей хлеба и пива. За все платила городская казна.

Когда изготовление орудий стало делом обычным, отливка пушек производилась без всякого торжества, в литейных цехах. При этом производство орудий долгое время оставалось тайной литейщиков и артиллерийских мастеров. Все тонкости этой профессии передавались по наследству или ученикам под большим секретом.

Около 1420 г. неизвестный автор написал «Книгу огневого дела», где изложил технику отливки орудий, секреты приготовления качественного пороха, основы стрельбы, заряжания и прочие важные вещи. Эти подробные сведения были жизненно необходимы оружейникам. Ведь в те времена мастер, изготовлявший орудие, должен был сам из него стрелять. Известен весьма печальный случай, описанный в русской летописи. В 1428 г. литовцы при осаде Порхова применили орудие «Галка», привезенное на 40 лошадях. Пушка сделала всего один выстрел — и саму пушку, и мастера «размета невидимо где».

Несмотря на запреты, книга «Огневого дела» распространялась в тайных списках и являлась основным руководством по артиллерийскому делу на протяжении полутора столетий. Только в 1529 г. она была наконец напечатана. Правила, которыми руководствовались при создании пушек, зачастую определялись качеством пороха. Хотя его состав почти не претерпел изменений со времени Бертольда Шварца, постоянно велись поиски наилучшей рецептуры пороховой смеси. Больше всего на взрывную силу влияло количество селитры и степень ее очистки. Мастеру приходилось лично дозировать селитру, чтобы ствол не разорвало при выстреле.

Ранние пороха выглядели как порошкообразная мякоть. Недаром слово «порох» происходит от слова «прах» (т. е. пыль). Такая мякоть горела слабо, пороховые газы выделялись медленно, и требовалось время, чтобы сдвинуть ядро с места и разогнать его в стволе. Ранние стволы имели внутри зарядную камору более узкую, чем остальной ствол. Это было необходимо для того, чтобы пороховые газы ударяли точно в центр ядра.

Со второй половины XV в. каналы стволов стали изготавливать без камор. Изменение конструкции стволов связано с важным событием в оружейном деле. Пороховые мастера придумали зернить порох. Влажную пороховую массу продавливали сквозь сито, а полученные зерна сушили. Конрат Каудер в трактате 1429 г. рекомендовал применять только зерненый порох, объясняя это тем, что ядро от такого пороха летит почти вдвое дальше. Как мы сейчас понимаем, зерненый порох горит интенсивнее, выделяя значительно больше пороховых газов.

Не всегда орудия отливались из бронзы. Старый способ ковать стволы из железа был широко распространен и в XV в. Многие крупные орудия вроде известной «Ленивой Магды» были железными. Их стволы состояли из колец, сваренных между собой, и имели ребристый вид. Так же выглядит пушка первой половины XV в. из Музея немецкой истории в Берлине. Общая длина ее ствола 112 см, вес 780 кг, а стреляла она каменными ядрами весом 42 кг.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

14 − восемь =