«Должны уметь мы целиться, уметь стрелять»

«Должны уметь мы целиться, уметь стрелять»

Взгляд со стороны

Не менее важным, чем знакомство с самой кафедрой, для меня было мнение её непосредственного куратора заместителя начальника института по учебной работе полковника Шамиля Вялитова, который со всей ответственностью считает кафедру огневой подготовки эффективным и очень полезным вузовским подразделением.

— Учебная дисциплина "ОП" — неотъемлемая базовая составляющая формирования командирских, методических и практических знаний, умений и навыков любого военного специалиста. В нашем вузе её глубоко и серьёзно изучают, используя лучшие достижения отечественной и зарубежной стрелковой теории и практики, а также опыт применения стрелкового оружия в реальных боях.

На кафедре, где курсантам раскрывают секреты этой непростой науки, замечательный профессорско-преподавательский коллектив настоящих профессионалов, влюблённых в своё дело. И очень сильный и перспективный начальник-полковник Андрей Ковальчук, который за достаточно короткий срок вывел своё подразделение в общеинститутском рейтинге с двенадцатого места на второе!

Поверьте, на кафедре ни у кого нет ни минуты свободного времени. Неуклонно растёт и научный, и методический потенциал наших огневиков. Преподаватели защищают диссертационные исследования буквально один за другим, при этом успевают издавать актуальные для учебного процесса кафедральные пособия, такие как "Огневая подготовка в вопросах и ответах", "Вооружение БТР-80", "Справочный материал по огневой подготовке". А ещё постоянно совершенствуют материальную базу, особенно на войсковом стрельбище.

Коллектив кафедры, говоря официальным языком, идёт в ногу со временем, внедряет в учебный процесс новые информационные технологии, при этом не забывает повышать свой военно-профессиональный уровень и ведёт активные исследования в области военной педагогики.

В общем, когда познакомитесь с нашими доблестными огневиками, поймёте — они трудяги, искренне делающие своё нелёгкое, но такое нужное и полезное дело.

Взгляд изнутри

С начальником кафедры огневой подготовки полковником Андреем Ковальчуком мы встретились в те редкие минуты, когда он и его преподаватели находились не на стрельбище, а вели плановые аудиторные занятия с курсантами, а у самого начальника оказались несколько свободных минут для административной работы.

— Андрей Михайлович, хотелось бы не просто поговорить о целях, задачах, особенностях и перспективах вверенного вам подразделения, но и услышать из первых уст о ваших достижениях, переговорить с преподавателями.

— Хорошо, но лучше мы сразу предоставим слово моим коллегам, а затем закончим беседу уже в более привычной для нас обстановке — на стрельбище, где реально видны практические результаты и нашей работы, и огневой подготовки курсантов.

На том и порешили. И буквально сразу же я приступил к беседе с преподавателями.

Заместитель начальника кафедры доцент полковник Василий Сосновцев считает, что обучать курсантов огневой подготовке должны только настоящие профессионалы, фанатично преданные своему делу.

— У нас преподают одну учебную дисциплину — "Огневую подготовку", различаются лишь уровни освоения материала с первого по пятый курс: от простого к сложному и от одиночного к комплексному. Честно говоря, и место проведения занятий у нас в общем-то одно — стрельбище. Аудиторных занятий мало. Так что в любое время суток и в любую погоду преподавателя нашей кафедры найти нетрудно: стрельбище, рубеж открытия огня.

Все кафедры нам сочувствуют, и никто не завидует: дневные и ночные стрельбы, дополнительные занятия, соревнования и подготовка к ним, содержание самого стрельбища. Преподаватели дежурят на нём и в выходные, и в праздники, потому что в первый будний день огневые рубежи и мишенное поле уже должны ждать обучаемых.

Сомневаетесь? Тогда расскажу поподробнее. Автомат, пистолет, подствольный гранатомёт, ручной пулемёт — это всё для первокурсника, поскольку он должен сначала уметь действовать на поле боя как солдат, а уже потом как младший командир и как взводный. Поэтому и оружие усложняется: снайперская винтовка, ротный пулемёт, противотанковый и станковый гранатомёты, вооружение бронетранспортёра. Дальше ещё сложнее: артвооружение, ракетные противотанковые и зенитные комплексы, а на десерт — вооружение боевой машины пехоты. После опять усложнение: зенитные установки, миномёты, гаубицы. При этом постоянный огневой тренинг: стрельбы, стрельбы, стрельбы. Практически из всего, что изучено. Если наши полигоны не позволяют, арендуем минобороновские, где и стреляем из БМП и БТР.

В результате типовой кафедральный рабочий день выглядит так: с утра шесть академических часов занятий, вечером — дополнительные. По пятницам — стрелковые тренировки. В субботу после обеда — отработка нормативов по обращению со стрелковым оружием, в воскресенье — конкурс мастерства по огневой подготовке для всех курсов. За скобками оставляю время, которое уходит на получение и сдачу оружия, на контроль расхода и сохранности боеприпасов. А для любителей точной расчасовки отмечу: чтобы, например, начать стрельбы из боевых машин на арендуемом полигоне в 9.00, надо выезжать из института в пять утра, то есть быть на ногах уже в три часа ночи.

Поэтому если наш преподаватель предупредит вас о том, что сможет найти время для разговора только после десяти вечера, он не иронизирует.

Что касается лично моих обязанностей, то я веду огневую у третьекурсников. Помимо этого ещё немного занят всем-всем-всем: от планирования и контроля до научной и методической работы, от морального состояния коллектива кафедры до полного документационного обеспечения. Как справляюсь? Я всё-таки саратовский выпускник с опытом конвойной службы и боевых действий. А если серьёзно, на кафедре остаются только фанатично преданные своему делу люди. Это вам любой скажет.

КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД

Профессор кафедры, кандидат технических наук, доцент полковник запаса Юрий Мешков свою научную и методическую работу направляет на формирование выпускника военного института как комплексно подготовленного специалиста.

— За 20 лет кафедральной работы я ни разу не видел среди наших преподавателей людей случайных. Потому что учить огневой подготовке должен не только профессионал, но и человек, беззаветно этому делу преданный. И обязательно педагогически одарённый. У нас пытались работать матёрые спецназовцы, ветераны обеих чеченских кампаний, но без педагогической жилки и они не выдерживали. Один даже признался: "Мне проще в атаку сходить, чем курсантам теорию вычитывать".

Где же тогда толкового преподавателя искать? В академиях, как это и предписано? Заскучает здесь "академик", у нас ведь уровень обучения — командир отделения, командир взвода, не выше.

Раньше наш брат вырастал из командиров курсантских рот. Это было логично: они вели у своих подопечных многие кафедральные темы занятий и руководили занятиями по стрельбе. Считай, готовый преподаватель, надо только батальон сменить на кафедру. Увы, такие кадры сейчас редки. Двое последних из этих могикан у нас преподают: подполковники Кучев и Головко, в прошлом отличные ротные…

Выбирать из соискателей учёных степеней после защиты диссертаций? Конечно, сейчас таких немало. Кандидаты и по педагогике, и по социологии, и по психологии, и по истории. По чему угодно. Но нам-то нужен кандидат военных наук! А его только из Общевойсковой академии и получишь. Но это для нас и далеко, и организационно непросто. Ну а о том, что "академикам" у нас размаха не хватает, мы уже говорили. Диссовет по военным наукам открыть бы хоть в одном нашем институте, вот была бы благодать!

Однако что говорить о проблемах? Расскажу лучше о насущном в подготовке специалиста для войск, то есть нашего выпускника. Очень важно, чтобы он владел комплексными знаниями. Не просто по отдельности знал мехчасть боевой машины, радиостанцию, и где-то в уголке осваивал бы под нашим руководством её вооружение. Надо, чтобы в его голове всё это сошлось объёмно, в комплексе, чтобы преподаватели трёх кафедр не только формально помечали в своих конспектах межпредметные связи, но и реализовывали бы их на деле в рамках очень важного методического принципа системности. Надеюсь, что моя монография "Математические модели в огневой подготовке", которая очень скоро выйдет в свет, как раз и послужит делу комплексного обучения наших курсантов.

ПО СУВОРОВСКИМ ЗАВЕТАМ

Старший преподаватель кафедры подполковник Андрей Кузьмин на основании своего многолетнего опыта твёрдо уверен: обучать молодых специалистов нужно в первую очередь тому, что от них потребуется в войсках.

— Лучше всего осваивают огневую подготовку те курсанты, чьи родители или ближайшие родственники имели отношение к огнестрельному оружию — силовики, охотники, коллекционеры. Ну и те, кто с детства бегал во дворе, любил спорт, а не просиживал штаны за компьютером. Хотя надо признать, что техническая культура поступающего к нам школьника сегодня оставляет желать лучшего. Из-за более чем двадцатилетнего отсутствия в школах такого предмета, как начальная военная подготовка, о стрелковом оружии ребята практически ничего не знают, в лучшем случае кое-что читали в Интернете или видели в кино.

Поэтому огневую подготовку мы начинаем с ознакомительных занятий: обзор вооружения подразделений внутренних войск, правила внутренней и внешней баллистики. Проще говоря, курсанты вначале узнают, какое в войсках правопорядка есть оружие и как оно стреляет. А дальше следует неизбежное параллельное выполнение нормативов по обращению с изучаемым оружием и упражнений стрельб.

В результате любимыми темами у ребят становятся правила стрельбы, оружие боевых машин и стрелковые упражнения из штатных пулемётов и пушек, вооружение спецподразделений, а также универсальные приёмы обращения с трофейным оружием.

Понятно, что без итогового повторения всего курса на преддипломной полигонной практике выпускник не обходится, ведь командир взвода в войсках будет обязан постоянно содержать штатное вооружение своего подразделения исправным и готовым к бою. Но вершина обученности курсанта по нашей дисциплине — это умение проводить занятие по огневой подготовке с подчинёнными. Я это говорю не только как преподаватель с пятилетним стажем, но и как офицер, который шесть лет в Г розном обучал личный состав. И если мы на пятом курсе этого достигли, то, поверьте, не зря старались всей кафедрой день и ночь.

Преподаватель кафедры подполковник Александр Кокшаров трудится, следуя проверенному временем и боевым опытом суворовскому принципу: "Учить тому, что необходимо на войне".

Он окончил Новосибирский военный институт и сразу был распределён на Северный Кавказ. Ни разу не пожалел, что неоперившимся лейтенантом попал на войну. Огневая подготовка стала для него родной: ещё в Махачкале обучал и сержантов, и командиров взводов. А вот теперь четвёртый год готовит саратовских курсантов. Не только по учебникам, а больше на своём боевом опыте. Это и ребятам интереснее, и поможет им выжить и победить, если окажутся там, где семь лет воевал их наставник…

— При выполнении служебно-боевых задач случается всякое, поэтому командир должен уметь профессионально вести огонь из любого штатного оружия своего подразделения. Это не только добавит ему авторитета, но и позволит сберечь в бою людей и технику. Этому мы их и учим: в классе изучаем матчасть оружия, основы и правила стрельбы. А уже на стрельбище, на огневых рубежах, оттачиваем практические навыки в огневой подготовке — выполняем упражнения учебных и контрольных стрельб, в том числе из боевых машин, — говорит Александр Кокшаров.

Сто раз готов повторить: лучше учиться здесь, обливаясь потом, чем в боевой обстановке, обливаясь кровью. На соседней кафедре автобронетанковой техники курсантов обучают водить и ремонтировать боевые машины, а наша задача — научить старшекурсников вести огонь из вооружения БТР-80 и БМП-2 на месте, с коротких остановок и на ходу. Помимо этого они должны ещё освоить как минимум выверку прицелов боевых машин и уметь быстро продолжить огонь, устранив возникшие задержки стрельбы.

Чувствую свою нужность и востребованность. Мы ведь формируем специалистов для выполнения служебно-боевых задач, а это необычайно ответственно. Времени на кафедре никто не жалеет, постоянно передаём весь свой опыт — и учебный, и боевой, и афганский, и чеченский, поэтому на работе — от темна до темна, на стрельбище — и в будни, и в праздники.

ДЕЛО ДУМАЮЩИХ ЛЮДЕЙ

На институтском стрельбище мы, как и договаривались, продолжили нашу беседу с начальником кафедры, но уже облачённым в камуфляж и с повязкой руководителя стрельб на левой руке. После подробного ознакомления с учебными местами, мишенным полем и рубежами открытия огня Андрей Михайлович подвёл на удивление красивый и краткий итог кафедральной работы саратовских огневиков.

— Огневая подготовка — предмет для думающих людей. — Начальник кафедры делает многозначительную паузу. — Здесь всё основано на мелочах. Да, лучший навык — это навык, доведённый до автоматизма. Но вот разум при этом постоянно обязан задавать вопросы: что забыл, что не так, что мешает?

Наш курсант, будущий командир взвода воюющих войск, должен до тонкостей изучить и знать своё основное военное дело — стрелковое. Как в стихах советского поэта: "Должны уметь мы целиться, уметь стрелять!" У меня в этом году будет уже третий выпуск, и о каждом выпускнике из войск — только положительные отзывы. Значит, не зря трудимся, не только обучаем курсантов, но подсказываем и показываем им, как научить своих будущих подчинённых такой важной науке — огневой.

«Должны уметь мы целиться, уметь стрелять»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

четырнадцать + восемнадцать =