Линейный корабль „джулио чезаре»

Линейный корабль „джулио чезаре

Трагическая судьба итальянского красавца

Карьера линкора «Джулио Чезаре» была действительно поразительной. В итальянском флоте он нес службу с 1914 года, позже была проведена обширная модернизация, а во время Второй мировой войны он принимал участие в боевых действиях в Средиземноморье. Однако самой интересной главой является его судьба под советским флагом

Вначале Второй мировой войны итальянский флот поучаствовал в нескольких не слишком удачных для себя сражениях и был, от греха подальше, пришвартован к стенке. Прежде всего это касалось больших кораблей. Так реализовывалась стратегия «fleet in being». Суть которой заключалась в том, чтобы не выходя в открытое море, приковывать к себе многочисленные силы противника.

Линкор «Джулио Чезаре» был одним из самых воинственных итальянских кораблей, но его карьера завершилась совершенно особым образом десять лет спустя после окончания войны.

Крещение огнем

Во вторую мировую войну Италия вступила в 1940 году, так как Муссолини полагал, что после падения Франции последует одинаково быстрое поражение Великобритании. Но вместо легкой прибыли за счет поверженного противника, он втянул свою страну в воину, в которой не мог победить.

Например, в море у Италии в то время было только два модернизированных боевых корабля еще со времен Первой мировой войны — „Конте ди Кавур" и „Джулио Чезаре", в то время как остальные обновленные или совершенно новые корабли еще дремали в доках и в битву вступили позднее.

Тем не менее при всем известном «качестве» итальянских сухопутных войск, флот на первый взгляд выглядел не так уж и плохо. Но первое впечатление может быть обманчиво. На внешне необычайно красивых кораблях служили плохо обученные моряки, взаимодействие с авиацией хромало, если вообще существовало, топлива не хватало, а тот факт, что противником был несокрушимый британский флот, практически делало войну в исполнении Италии более или менее управляемым самоубийством, что итальянские адмиралы отлично понимали.

Тем не менее в первое сражение они ввязались уже 9 июля 1940 года у Пунто-Стило (бой у Калабрии). Коротко это можно описать как взаимное недопонимание. Британская флотилия Эндрю Каннингхэма во главе с линкорами «Уорспайт», «Роял Соверен» и «Малайя» обеспечивала эвакуацию гражданских лиц с Мальты, в свою очередь итальянский адмирал Иниго Кампиони с линкорами «Джулио Чезаре» и «Конте ди Кавур» сопровождал конвой с подкреплением в северную Африку. Возможно из-за того, что ни одна из сторон в бое не нуждалась, перестрелка длилась недолго.

В то время как у итальянцев было одно попадание в крейсер «Нептун», единственный точный выстрел с «Уорспайта» убил на «Джулио Чезаре» более ста человек (!). Пострадала дымовая труба, из-за чего вентиляция стала гнать угарный дым в котельную. Кочегары высыпали на палубу. Скорость корабля резко упала. Он вышел из боя. Получил тяжелое повреждение и крейсер «Больцано». Кампиони благоразумно приказал отступать.

Каннингхэм со своими более медленными судами решил его преследовать, но после того, как в небе появились итальянские бомбардировщики и начали беспорядочно бомбить как британцев, так и своих, сигнал к отступлению дал и он.

«Джулио Чезаре» провел несколько недель в Лигурийском порту Ла Специя, устраняя повреждения, и в конце августа доложил о своей полной боевой готовности.

Между Италией и Африкой

12 ноября 1940 года британские торпедоносцы «Суордфиш» с авианосца

«Илластриус» совершили налет на военно-морскую базу в Таранто, чем сильно ослабили итальянскую флотилию. У той после атаки осталось лишь два неповрежденных линкора — «Джулио Чезаре» и «Витторио Венето».

Осознавая свое превосходство адмирал Джеймс Соммервиль отправил военный конвой к осажденной Мальте. Кампиони решил перехватить британцев, что привело к новому столкновению, в этот раз у мыса Спартивенто 27 ноября 1940 года. Но и там отчаянного сражения не последовало, бой длился менее получаса. В начале боя итальянцы серьезно повредили крейсер «Бер-вик», однако когда на сцену вышел более мощный линейный крейсер «Ринаун», они принялись на всех парах отступать, причем при отступлении британская торпеда повредила эсминец «Ланчиере». К этому времени подоспели британские и итальянские бомбардировщики, однако ни один снаряд не достиг цели, на том битва и закончилась.

Из этого боя «Джулио Чезаре» вышел без повреждений, но одна британская бомба его все-таки нашла во время авианалета на Неаполь в начале января 1941 года. Взрыв разорвал бортовую обшивку, в результате чего погибло пять моряков. Месяц спустя после небольшого ремонта линкор смог смело принять участие в очередном итальянском конфузе. Активный Соммервиль снова выплыл из Гибралтара, незамеченным обогнул Сардинию и начал обстреливать Геную. Это была неслыханная дерзость и эскадра адмирала Анжело Иакино («Джулио Чезаре», «Витторрио Вене-то» и «Андрея Дориа») попыталась устроить возвращающимся британцам засаду, однако Соммервиль на обратном пути проплыл у берегов французской Ривьеры, и у итальянцев снова ничего не вышло.

В сражении у мыса Мартапан в марте 1941 года, в котором в отличие от предыдущих перестрелок, итальянцы потерпели сокрушительное поражение, «Джулио Чезаре» не участвовал. После этой катастрофы итальянский флот восстанавливался долго, месяцами лишь осторожно сопровождая конвои на африканский фронт. Это продолжалось до 17 декабря 1941 года, когда линкоры «Джулио Чезаре», «Андрея Дориа» и «Литторио» в первом бое в заливе Сирт столкнулись с более слабыми силами адмирала Филиппа Виана. Казалось бы, что с легкими крейсерами и эсминцами адмирала Виана они должны были справится легко, но этого не произошло. Британцы мастерски маневрировали, скрываясь за клубами дыма, и атаковали итальянские корабли торпедами. Адмирал Иакино должен был сопроводить конвой в Бенгази и свою задачу в конечном итоге выполнил, но так как он не мог себе позволить потерять ни один линкор, то вынужден был отступить.

Дорога в плен

Можно сказать, что на этом карьера «Джулио Чезаре» была окончена. В 1942 году он лишь сопровождал конвои в Африку, не вступая при этом в контакт с противником. У Италии в то время практически не было горючего, союзники контролировали воздушное пространство над морем, и потому стал старый линкор абсолютно бесполезен. Отправить корабль на свалку было жаль и он перешел в Пулу, где был превращен в плавучую казарму. Однако еще одно испытание у итальянского красавца было впереди. После капитуляции Италии в сентябре 1943 года, «Джулио Чезаре» под командованием капитана Витторе Карминати, который решил подчинится приказу короля и сдаться союзникам, отправился на Мальту. Это было очень смелым решением, потому что путешествие обещало быть долгим и риск нападения немецких Люфтваффе был велик. Кроме того корабль был практически без горючего, а часть моряков хотела сдаться немцам. Но капитан смог навести порядок и 9 сентября «Джулио Чезаре» отчалил. По пути он подзаправился в Которе, потом отбился от налета немецких «Штук» и наконец благополучно причалил в контролируемом союзниками Таранто. На Мальту, к остаткам итальянской флотилии, старый линкор прибыл в сопровождении своего давнего соперника со времен Калабрии — британского линкора «Уорспайт», и адмирал Каннингхэм послал свою знаменитую телеграмму: «С удовольствием сообщаю, что итальянская флотилия стоит на якоре под стволами пушек крепости Мальта». В цифрах военная карьера «Джулио Чезаре» выглядит следующим образом: 38 боевых выходов в море, в которых пройдено 16 947 миль за 912 часов в море. Ни у какого другого итальянского линкора не было лучшего результата.

На страже мира и социализма

В рамках предыдущих соглашений союзников был «Джулио Чезаре» передан СССР, советские адмиралы хотели его видеть у своих причалов еще в 1943 году. «Джулио» бы очень пригодился в боях с немцами и румынами на Черном море, но нейтральная Турция, в соответствии с конвенцией Монтре с 1936 года, отказалась пропускать боевые корабли через Босфор в Черное море.

Наконец Москва, после долгих переговоров в Париже, согласилась с компромиссом Черчилля: советская северная флотилия «позаимствует» дредноут «Ройял Соверен», а об итальянских кораблях вопрос будет решен после войны. На бумаге «Джулио Чезаре» Советский Союз получил еще в 1947 году, Италия должна была передать линкор не позже 15 июня 1948 года, но фактически он был передан СССР в феврале 1949 в албанском порту Влера. «Джулио Чезаре», под временным обозначением Zl 1, причалил в порту Севастополя 26 февраля 1949 года, а 5 марта того же года приказом по Черноморскому флоту линкору присвоили название «Новороссийск». Первым капитаном «Новороссийска» был назначен Николай Кошкарев, бывший капитан линкора «Ройял Соверен», который в СССР служил под названием «Архангельск». Не смотря на то, что «Новороссийск» был не в лучшем состоянии, т.к. он долгое время простоял на приколе без надлежащего технического обслуживания, в июле 1949 года линкор принял участие в манёврах эскадры в качестве флагмана черноморского флота. В последующие шесть лет на корабле были проведены работы по ремонту и модернизации оборудования, в том числе установка зенитных автоматов и радиолокационной станции «Залп-М».

Взрыв в порту

28 октября 1955 года «Новороссийск» возвращался в порт после празднования 100-летия обороны Севастополя под командованием капитана 2-го ранга Г.А. Хуршудова, который замещал командира корабля, находящегося в отпуске. При швартовке неопытный капитан проскочил нужное место на полкорпуса. После ужина большей части экипажа было разрешено увольнение на берег, покинул корабль и исполняющий обязанности командира, а перешвартовку решили оставить на утро, так как в хорошо охраняемой Севастопольской бухте с линкором вроде бы ничего не могло произойти. Но в 1 час 30 минут в носовой части корабля прогремел оглушительный взрыв. Как впоследствии выяснилось, взрыв, эквивалентный 1000-1200 кг тротила, пробил насквозь многопалубный бронированный корпус линкора и в огромную пробоину хлынула вода. В момент взрыва погибло от 150 до 175 человек.

Через некоторое время на гибнущий корабль прибыл командующий Черноморским флотом вице-адмирал Виктор Пархоменко, но как оказалось от присутствия высокопоставленного чиновника было больше вреда, чем пользы. Сначала он приостановил начатую буксировку корабля на мель, требуя докладов о состоянии линкора, а когда вице-адмирал отдал приказ к ее возобновлению, было слишком поздно — носовая часть корабля уже уперлась в грунт. В то время в задней части «Новороссийска» около тысячи моряков, не занятых в спасательных работах, ждали приказа к эвакуации, но Пархоменко приказ не отдавал (якобы, чтобы избежать паники), хотя было ясно, что ситуация критическая. Только тогда, когда корабль сильно накренился, вице-адмирал отдал приказ хотя бы к частичной эвакуации, но опять же поздно. «Новороссийск» ложился на бок и многие моряки падали под борт тонущего корабля, а на тех, которые успели отплыть, обрушились не прикрепленные к палубе предметы и сорвавшиеся зенитные установки. Под утро «Новороссийск» перевернулся вверх килем и это был конец. Из недр перевернутого линкора слышалось отчаянное постукивание выживших моряков и экипаж спасательного корабля «Бештау» успел вытащить семь счастливцев, вырезав отверстие в дне судна, прежде чем «Новороссийск» окончательно затонул. На второй день водолазы спасли еще двоих выживших, но это было все. В тот день погибло 608 моряков.

До сих пор необъясненная трагедия

Началось тщательное расследование. Первой версией был взрыв старого итальянского боезапаса, но ее опровергли как свидетели, по словам которых склады с боезапасом после взрыва не были повреждены, так и водолазы, которые заключили, что по характеру повреждений взрыв был наружным. В конце концов остановились на том, что «Новороссийск» подорвался на немецкой донной магнитной мине. Это звучало логично, т.к. в 1950-1953гг. несколько старых мин в Севастопольской бухте нашли, однако ни одна из них не была функциональной. Таким образом старая мина стала официальной причиной катастрофы на «Новороссийске» и Советский союз фактически признал, что важнейшая база Черноморского флота до конца не разминирована даже десять лет после войны. Тем не менее точные обстоятельства случившегося не были выяснены и прорабатывались разные версии: от конспирологических (намеренный подрыв «отечественными спецслужбами с ведома руководства страны во внутриполитических целях»), до диверсии (итальянцы открыто говорили, что не допустят того, чтобы гордость итальянского флота оказалась под советским флагом). Скорее всего подробности и причины трагедии будут ясны после того, как зарубежные страны раскроют карты и опубликуют секретные архивы. Что касается итальянского красавца, то он в 1957 году был разобран и передан на завод «Запорожсталь», а стволы его 320 мм орудий до 1971 года лежали напротив Морского училища в Ленинграде.

Заново построенный корабль

Проект линкора «Джулио Чезаре» был основан на более ранней работе полковника Витторио Куниберти

1909 года. Помимо «Джулио Чезаре» в классе кораблей «Конте ди Кавур» были «Конте ди Кавур» и «Леонардо да Винчи». Киль «Джулио Чезаре» был заложен 24 июня

1910 года в верфи Cantieri Ansaldo в Генуе, на службу поступил 14 мая 1914 года. В Первой мировой войне ни один из итальянских боевых кораблей класса «Конте ди Кавур» не участвовал ни в одном боевом задании и ни разу не выстрелил во врага. Тем не менее, потери были — 2 августа 1916 года в порту Таранто взорвался «Леонардо да Винчи». Причина взрыва до сих пор остается неизвестной. Возможно произошла детонация корабельных боеприпасов, возможно причиной стал человеческий фактор или же это была австро-венгерская диверсия. 2 оставшихся корабля служили до 1928 года, когда «Конте ди Кавур» отправили в запас, а «Джулио Чезаре» переквалифицировали в учебный корабль. На строительство корабля класса «Дюнкерк» в 30-х годах во Франции, Муссолини отреагировал крупной реконструкцией «Джулио Чезаре» и «Конте ди Кавур». По проекту генерала Ротунди на оба корабля установили новую надстройку и мачты, корпус укрепили более прочными материалами, была улучшена противоторпедная защита. Кроме того на линкоры установили новые пушки калибра 120 мм. В общем, можно сказать, что итальянцы в конце 30-х годов не реконструировали свои боевые корабли, а снова их построили.

Джулио Чезаре

Водоизмещение: 25 086 т; после модернизации: 29 496 т Размеры: 186,4 х 28 х 9 м Осадка: 9,4 m

Двигатели: 3 турбины Parsons, 20 котлов Babcock & Wilcox Макс, скорость: 21,5 узлов, после модернизации 28 узлов Вооружение: пушки! 3×305 мм, 18х 120 мм, 16х 76 мм и торпедомет Зх 450 мм; после модернизации пушки 10х 320 мм, 12х 120 мм, 8х 100 мм, 8х 37 мм, 12х 20 мм Бронирование: макс. 250 мм.

Линейный корабль „джулио чезаре
Линейный корабль „джулио чезаре
Линейный корабль „джулио чезаре
Линейный корабль „джулио чезаре

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

12 − девять =