Ил-2 в небе второй мировой

Ил-2 в небе второй мировой

Небесный быстроход

В советском кинематографе есть «памятник» боевому самолету У-2. Картина называется «Небесный тихоход». А вот его фронтовые товарищи, машины с большей скоростью и мощностью, такой чести не удостоились. Наверное, потому что сочинять комедию на таком грозном материале довольно трудно. Советский штурмовик ИЛ-2 имеет такой богатый послужной список, что вполне годится в главные герои киноэпопеи. Не случайно, пилоты именно этой машины составили большую группу кавалеров высшей государственной награды СССР — Героев Советского Союза. «Небесный быстроход» давал храбрым и умелым большие возможности для маневра и огня, для победы.

Ил-2 был одним из тех самолетов, которые не часто встречались в истории воздушных сражений. Эксперты до сих пор воспринимают его как символ действительно знаковых успехов советских военно-воздушных сил во время второй мировой войны.

В настоящее время эта модель воздушного бойца является пиком технического прагматизма и эффективности советской промышленности. Учитывая тот факт, что Ил-2 является самым массовым самолетом в истории, сомневаться в его уникальности не приходится. Окончательное количество произведенных на свет самолетов, составило внушительную цифру — 36183 единицы.

Однако путь создания самолета отнюдь не был гладким. Он был не просто тернистым, но не раз делал роковые повороты.

БРОНЯ КРЕПКА

Российские самолеты начали взаимодействовать с наземными войсками в 1917 году. Они выполняли роль разведки. На большее пока не решались.

Изменения произошли лишь в 1926 году, когда в авиацию пришел Сергей Ильюшин (1894-1977 гг.). Он и начал разработку «бронированного штурмовика», сокращенно БШ.

После покупки лицензии от США на производство самолетов Vultee V-l 1GB, и выпускаемых под серией «БШ-1», которые не оправдали ожиданий, Ильюшин представляет план по производству собственных истребителей категории БШ, по концепции схожих с будущими машинами. Теми самыми, что освоили небо к середине тридцатых.

Как тогда, в 1926 году, представлял модель самолета конструктор. Одномоторный, двухместный низкоплан, главная особенность которого включение брони в силовую схему самолета. Броня корпуса заменяла каркас и обшивку всей носовой и средней части фюзеляжа. Принципиально новая конструкция. И это явилось большим испытанием для советской промышленности. Ни с чем подобным она еще не сталкивалась.

Однако в скором времени была освоена новая технология. В мае 1938 Ильюшин получает разрешение на производство нового прототипа БШ-2. А дальше уже и серия пошла.

В январе 1939 года проект был завершен как на бумаге, так и в виде макетов. Первый прототип поднялся в воздух 2 октября.

Машину поднимал в небо и нес «пламенный мотор» — АМ-35. Тоже новодел советских инженеров. Уникальными были также шасси. Они крепились на гондолы.Часть колес постоянно оставалась не закрытыми, что способствовало быстрой аварийной посадке. Другой отличительной чертой нового истребителя был V-образный развал цилиндров жидкостного охлаждения.

Вооружение состояло из четырех 7,62-мм пулеметов ШКАС в крыльях и пятого ствола в задней части кабины. Бомбоотсек вмещал в себя 400 кг бомб, дополнительную грузоподъемность обеспечивали размещенные под крыльями пилоны. В апреле 1940 года взлетает второй, усовершенствованный «Ил».

Оба прошедшие испытания самолета, на удивление, не показали наилучших результатов. Главными проблемами оставались скорость и дальность полета. В результате чего, специальная комиссия приняла судьбоносное решение для Ил-2, настояв на одноместном истребителе.

ОДИН В ПОЛЕ ВОИН

Итак, самолет стал одноместным. В небо он поднялся 12 октября 1940.

За тягу отвечал новый мощный мотор АМ-38. Предполагалось дальнейшее улучшение брони и укрепления огневой мощи пушками на крыльях.

Вскоре, появился в воздухе и перестроенный второй прототип, ЦКБ-55П. Своими формами (особенно уменьшенной кабиной), версия отвечала более поздним серийным образцам. Вместо запланированных ранее, но не очень практичных 23 мм калибра пушек, были использованы две пушки «ШВАК» по 20 мм, встроенные в крылья истребителя.

Наступил сорок первый год. Зимой начались испытания того самого образца штурмовика, который и войдет в историю как Ил-2.

В воздухе витало предчувствие войны. Она уже полным ходом шла в Европе, в Африке, на Тихом океане. В КБ Ильюшина перешли на режим работы, так называемого, ненормированного рабочего дня. Близкого к круглосуточному

В марте Ильюшин добился разрешения на серийное производство. К тому моменту оружие было заменено на модернизированную 23 мм пушку «ВЯ». Увеличение калибра, привело к уменьшению количества патронов. Первоначально объем патронов у пушек «ВШАК» составлял 500 штук, в то время как в распоряжении у «ВЯ-23» их было три сотни.

Ко дню нападения Германии на Советский Союз было произведено 249 одноместных «Илов». И только двадцать из них были в состоянии немедленного оперативного реагирования. Проще говоря, подняться в воздух и воевать.

Надо понимать — отношение к самолету формировалось только усилиями самих пилотов. Все решало их мастерство. Но где их взять столько — асов? Опытных расстрелял Сталин. Неопытных плодили училища. А за все отвечал Ильюшин.

Превосходство воздушных сил Германии с каждым днем войны неуклонно росло, а флот «Ил-2» нес огромные потери.

ОДИН ИЛИ ДВОЕ? ЗАЩИТА ИЛИ НАПАДЕНИЕ?

Блицкриг выявил сильный дефицит некоторых металлов. И месторождения разрабатывались ни шатко-ни валко, и обработка сырья страдала технологическими изъянами. Словом, была проблема. Решение задачки началось параллельно с войной, в режиме ошпаренной кошки. Что поначалу сказывалось и на качестве нововведений.

Решением проблемы, в итоге, послужили четыре стальные балки укрепляющие деревянную конструкцию самолета. Но по-прежнему главной проблемой оставалась незащищенная от атак хвостовая часть. Поэтому, начиная с 1942 в мастерских начали импровизировать с переходом с одноместных машин на двухместные, с восстановлением кабины для стрелка.

Под местом пилота техники вырезали отверстие в фюзеляже для второго члена экипажа, которое было снабжено пулеметом. Такое решение стало достаточно эффективным и вскоре применялось массово.

Ильюшин решает окончательно вернуться к исходной двухместной модели истребителя. Но тут же встала в полный рост проблема веса, а соответственно и мощности мотора. Двоих этот «Боливар» не выдерживал. То есть,машина лишалась маневренности и высоты.

Вскоре, на свет появляется новая версия штурмовика с радиальным двигателем М-82 и задней кабиной стрелка, оснащенной пулеметом «Березин УБТ» с обоймой в 200 патронов. Самолет прошел испытания и началось серийное производство под названием Ил-4 (обозначение Ил-4 позже перешло к дальнему бомбардировщику ДБ-ЗФ).

Позднее в серийно выпускаемых Ил-2 окончательно появляется ключевой элемент интегрированная задняя турель. Испытания проходили несколько версий защитного оборудования, в том числе, вращающиеся башни и кабина для заднего стрелка с двумя пулеметами. В конце-концов выбор пал на более простой вариант. С оборудованной кабиной для заднего стрелка, который был защищен тонкой бронированной перегородкой.

Но до конца разрешить задачку, как, увеличивая защищенность машины, не утратить ее скорость, маневренность и, главное, огневую мощь, так и не удалось. Во всяком случае, войны для этого не хватило.

«ШТУРМОВИК ИЛЬЮШИНА НУЖЕН ФРОНТУ КАК ВОЗДУХ»

Но все-таки это была отличная машина. Любимица мастеров отчаянной воздушной схватки и карающего бомбометания.

Несмотря на неблагоприятные начальные результаты, было ясно, что для выполнения таких задач «Илов» — то что нужно. Поэтому разработка и производство «илов» стало ключевой задачей советского авиапрома. Энтузиазм подхлестнул и сам Сталин, подчеркнувший однажды, что «в штурмовиках Красная армия нуждается так же, как в воздухе, которым дышит и как в хлебе, который ест». После такой «директивы» вождя конвейеры авиационных цехов закрутились с удвоенной силой.

Но это было позднее. А в начале многое делалось, что называется, с колес. Но тыл видел и понимал, как нужны фронту машины Ильюшина. На их боевом счету к исходу первого года войны было уже немало успехов.

Так, например, при рейде 30 августа 1941 года у озера Жижица всего шесть Ил-2 уничтожило 15 танков, 70 грузовиков и унесло жизни 580-ти немецких солдат. В сентябре те же летчики 215-ого авиаполка отличились эффективными действиями под Смоленском. Все чаще пилоты штурмовиков успешно дрались и в воздушных боях.

РАКЕТНО-БОМБОВЫЙ ШОК

Еще одну важнейшую роль сыграл Ил-2 в битве под Курском, летом 1943 года. В этих боях самолет принимал участие уже с усиленной огневой мощью.

Как уже было сказано, на вооружении Ил-2 были две 23мм пушки «ВЯ-23» и два пулемета 7,62мм «ШКАС» в крыльях, а у двухместных Ил-2М был еще 12,7мм пулемет «Березин УБТ» в задней стрелковой кабине. Кроме того под крыльями располагались специальные носители неуправляемых ракет РС-82 и PC-132 (номера соответствуют калибру). Это были прямые предшественники популярной «Катюши». Позднее они спустились на землю и стали главным боезарядом наземных, самоходных установок.

Ракеты были весьма эффективным оружием, особенно по менее защищенным плоским целям. Но они же успешно «щелкали» и танковую броню. Не случайно немцы назвали такие, противотанковые, самолеты «щелкунчиками».

Одноместный Ил-2 мог нести до 8 ракет под крыльями, в то время как двухместный только четыре. Позже появились самолеты с более мощными двигателями, способные нести большее количество ракет. Некоторые конструкторские решения позволяли нести до 32 ракет, но на практике такие самолеты были подвержены чрезмерному сопротивлению воздуха, и идея не получила должного одобрения. Такой ракетовоз больше рисковал оказаться в роли жертвы, чем охотника.

Бомбоотсек преимущественно использовался для перевозки бомб различных типов, чаще всего фугасных авиабомб типа ФАБ, осколочных, бронебойных, зажигательных, дымовых либо световых бомб. Что касается массы таких бомб, то предпочтение отдавалось менее тяжелым, 50 кг бомбам. Максимальный же вес ограничивался сотней килограмм.

Так вот, в Курской битве, впервые были применены два новых вида оружия, специально разработанные для истребления танков. В обойме летунов появились уникальные бронебойные бомбы — ПТАБ-2,5-1,5 (каждая весила 1,5кг, но по размерам была как «обычная» 2,5кг бомба). За один полет самолет мог унести до 192 таких зарядов. Атаки накрывали целые группы танков. Тот, кто сидел в броне, на земле, чувствовал себя в огненном пекле, без всякого просвета. Помимо прямого боевого результата имел место и психологический шок. Примерно такой же, как после столкновением с ураганным, по площадям огнем «Катюш».

«ЧЕРТОВО КОЛЕСО» — АТТРАКЦИОН ДЛЯ ПРОТИВНИКА

Помимо оружия постепенно меняются и другие параметры штурмовика. В 1942 авиазаводы начали массовое производство самолетов с более мощным двигателем АМ-38Ф. В конце 1943 года появляется новая модель самолета с измененными крыльями. Для улучшения центровки Ил-2 концы консолей крыла поданы назад, что увеличивало стабильность и маневренность. Такую модель называли КСС (крыло со «стрелкой»).

В 1944 году ситуация на рынке цветных металлов в СССР меняется (выше мы говорили о плачевном несоответствии промышленных возможностей поставлять в авиацию легкие металлы и требованиям тогдашнего боя), что позволяет производить металлические крылья и даже корпуса для самолетов. Так в конце войны Ил-2 приобретает тот вид, каким он был в самом начале — цельнометаллического штурмовика.

Кроме того, следует отметить еще один важный фактор, а именно — эволюцию в тактике ведения боя. В самом начале войны штурмовики летали как можно ниже, чтобы «акульей» атакой (а эти хищники, как известно, набирают скорость из глубины, атакуя жертву снизу) достать врага врасплох. Но такая тактика боя весьма сложна в исполнении. Не всем доступна. Цель как бы выскакивала внезапно и не все могли мастерски использовать эти мгновения. Именно поэтому, со временем, атаки начали производится с высоты, как правило, с нескольких сотен метров.

Стелиться над землей они продолжали, но атаковали уже с высоты. Обнаружил цель, взмывай соколом вверх и рази неприятеля насмерть. Так инструктировали молодых летчиков опытные мастера воздушного боя.

Такая атакующая стратегия и прославила штурмовик. Ее называли «круг смерти» или «чертово колесо». В основном, это были боевые маневры группы, минимально состоящей из восьми Ил-2. Они ходили друг за другом, постоянно нанося удары в нисходящем полете. Помимо эффективной атаки, такой маневр обладал существенными оборонительными действиями, так как каждый самолет прикрывался сзади товарищем следующим за ним.

Подобная стратегия использовалась в боевой тактике под названием «ножницы». Группа штурмовиков во время полета выписывала волнообразные линии. Так атакующий противник неизбежно оказывался на линии огня одного из штурмовиков

ПОСЛЕВОЕННЫЙ ПОЛЕТ

На протяжении всей войны Ил-2, конечно, постоянно и остро нуждался в большем присутствии на ТВД советской авиации. Но и количественно, и качественно это присутствие стало, скажем так, комфортным для «Илюши» только в 1945 году. В самом конце Второй мировой войны в воздухе появляется модернизированная модель Ил-10, которая и привносит много желанных нововведений. Но все же такого технико-тактического скачка, как его предшественник, не делает.

Штурмовики также принимали активное участие в битве за Берлин, в майских боях за Прагу. В этом контексте следует отметить, что уже не все пилоты были советскими гражданами. Штурмовики получили и союзники СССР — Чехословакия, Югославия, Польша.

После войны поставляемые Ил-2 шли на вооружение армий обновленных государств. Тогда «Илы» получили еще и Венгрия, Болгария, Монголия. В основном это были испытанные боевые самолеты, но некоторые имели и более современные модификации.

Например, учебный Ил-2У с двойным управлением и ограниченным вооружением, Ил-2КР для разведки и управления огнем артиллерии, оснащенный фотоаппаратом и радиостанцией. Как уже говорилось, Ил-2 несли службу и в военно-морской авиации и были оборудованы классическими торпедами. Такая модель обозначалась как Ил-2Т.

У «моряков» стоит отметить их интересный прием атаки, называемый «лягушачьим бомбометанием». Он заключался в том, чтобы бомбы отскакивали от поверхности воды и пробивали борта судов. Что-то от детской игры в «блинчики». С недетским исходом.

В начале своего пути штурмовик имел многочисленные недостатки, но пройдя череду конструктивных решений и модификаций, Ил-2 превращается в легендарное универсальное оружие.

Некоторые из его рекордов просто фантастические. Например, способность держать в драке удар. Однажды в фюзеляже вернувшегося на базу самолета насчитали около 600 пробоин.

Да, Ил-2 нес большие потери, особенно в начальный период войны. Всего за четыре года из 36 000 произведенных самолетов было сбито 23 000. Впечатляющая цифра. Но относительная простота конструкции, ее рациональность позволяла быстро возвращать подранков в строй.

Вот такой самолет воевал в небе Второй мировой. О нем можно было бы еще много чего рассказать, но и сказанного, думаю, достаточно, чтобы понять насколько это была востребованная по тем временам боевая машина и какое место она занимала в воздушной войне, беспримерной и по сей день по своим масштабам.

Ил-10: от истребителя к штурмовику

В конце Второй мировой войны, Красная армия получила на вооружение новый боевой самолет Ил-10, который представлял собой эволюционировавшую модель Ил-2. Путь к его созданию, однако, не был прямым. Это было сопряжено с неожиданным выводом, что штурмовик не только является отличным боевым судном, но и способен справляться с бомбардировщиками. Из чего и возникла идея создания тяжелого истребителя именно на базе штурмовика.

Первым из попыток создания такого самолета, был Ил-2Л с недостаточно производительным мотором, из-за чего и не поступил в производство. На этом попытки командования ВВС не прекратились и был создан новый прототип Ил-1. Это была не просто подкорректированная версия Ил-2, а самолет с абсолютно новой конструкцией. Истребитель получился достаточно мощным и его испытательные полеты прошли весной 1944 года, по результатам которых Илюшин начинает свою работу над проектом двухместного штурмовика Ил-10.

Своими формами и концепцией однозначно походил на штурмовик.

Ил-10 получил новые крылья и другую модель бронирования кабины стрелка. Воздух поступал из отверстий в корневой части крыла. Шасси полностью втягивались в область крыльев (в отличие от типичных Ил-2). Тягу обеспечивал мотор АМ-42 мощностью в 1471 кВ. Первый прототип Ил-10 взлетел 18 апреля 1944 года. Тесты показали отличные результаты и еще в начале сентября того же года началось серийной производство.

Вооружение самолета было изначально идентичным с Ил-2 (т. е. Две 23мм пушки и два 7,62мм пулемета по крыльям и 12,7мм пушкой), но вскоре появились четыре 23мм пушки по крыльям и 20мм оружие в боевой рубке (в версии Ил-10М). Серийные самолеты участвовали в апреле и мае 1945 в боях с Германией, позже и с Японией.

Ил-10 был массово использован в Корее и в конфликтах между коммунистами и нацистами в Китае. Помимо воздушных сил СССР и КНР, вошли в арсенал стран Варшавского договора. Общее количество созданных Ил-10 было 6 166 штук, в некоторых странах использовались вплоть до 60х годов 20 века.

Ил-2 в небе второй мировой
Ил-2 в небе второй мировой
Ил-2 в небе второй мировой
Ил-2 в небе второй мировой
Ил-2 в небе второй мировой

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

1 × 2 =