Битва за дакар 1940

Битва за дакар 1940

ТРАГЕДИЯ В СЕНЕГАЛЬСКОМ ПОРТУ

После заключения перемирия (а, по сути, капитуляции) между Францией и Германией в июне 1940 года британцы не сомневались, что нацисты попытаются использовать против них французский флот. Штаб Королевского ВМФ Великобритании (Royal Navy) разработал план, который сводил к минимуму такую возможность. Одним из пунктов этого плана был захват африканского порта Дакар

До падения Парижа французский флот сражался бок о бок с Королевским флотом Великобритании. Но после оккупации Франции в Лондоне забеспокоились — не повернет вчерашний союзник свои калибры против англичан?

Основания для опасений были. К власти во Франции пришло пронемецкое правительство маршала Петена и большинство офицеров и матросов присягнули ему на верность. В сущности, ничто не мешало немцам и итальянцам принять французских коллег под свои вымпелы. Ситуация оставалась неопределенной. И в Лондоне решили не мешкать.

Начало не обещало ничего плохого

Значение французского флота хорошо понимали и немцы. После подписания двухстороннего Договора о прекращении огня в него был включен пункт, который предписывал собраться всем французским кораблям в портах, указанных немецким ВМФ (Kriegsmarine).

Там экипажи должны были разоружиться и сойти на берег, отправиться по домам. Таким образом, «железо» переходило в руки

Германии. Хотя Петен и уверял главкома ВМФ Дарлана, что ни один французский военный корабль не попадет в руки немцев.

Адмирал Дарлан Петену не поверил и уже 24-ого июня отдал приказ о затоплении всех кораблей. Этим шагом французы лишали флота не только Гитлера, но и исключали возможность его захвата англичанами.

Французские корабли были разбросаны по разным портам. Они стояли и в Ливерпульской гавани. Например, линкоры „Курбе" и „Париж". В египетской Александрии бросили якорь линкор „Лотарингия", три тяжелых крейсера и один лёгкий авианосец.

Основная часть флота осела в портах Марокко и Алжира. А некоторые французские флаги развивались и совсем уж далеко. Так авианосец „Беарн" с двумя лёгкими крейсерами базировался у Карибского острова Мартиника.

Англичане начали претворять свой план нейтрализации французского флота 3 июля. Ранним утром они ворвались в спящие кубрики бывших союзников и отправили экипажи в лагеря для интернированных.

Морякам предлагался выбор — служить свободной Франции под знаменами генерала де Голя или отправляться на родину в распоряжение президента Петена. Многие выбрали второй вариант.

В Александрии британцам удалось убедить вице-адмирала Годфруайе, чтобы с кораблей слили топливо и разобрали затворы орудий и сняли с торпед боеголовки. Все это хозяйство потом отправили в подвалы французского консульства.

Начало выглядело многообещающе. Но в тот же день в Мерсэль Кебир (Французский Алжир) случилась трагедия с далеко идущими последствиями.

Роковая ошибка адмирала Сомервилла

К порту подошла эскадра „Н" под командованием вице-адмирала Сомервилла, который предложил французскому вице-адмиралу Женсоулу четыре варианта. Первый — он со своими кораблями присоединится к британским и сражается против Германии. Второй — сокращает экипажи до ходовой команды и отправляется в английский порт. Третий

— идет курсом во французскую Вест-Индию Антильские острова, где под присмотром американцев дожидается конца войны. Четвертый

— открывает кингстоны и отправляет свой флот на дно. В случае отказа от всех вариантов Сомервилл рассматривал бы эскадру французов как противника, со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Французские корабли стояли на якоре в невыгодном положении и не могли использовать полностью свое вооружение, но они выбрали бой. В тот день были затоплены линкоры «Бретань", „Прованс" и „Дюнкерк". Погибло 1 297 французских матросов.

Неожиданный исход. Ведь друг перед другом стояли моряки, которые еще месяц назад считались братьями по оружию.

У этой трагедии были тяжелые политические последствия. Париж окончательно зачислил Лондон в ряды своих врагов. А немцы еще долго припоминали Мерсэль Кебир, как доказательство коварности англичан и невозможности вести с ними какие бы то ни было переговоры.

И военное последствие не заставило себя ждать: французские корабли снялись с большинства заграничных стоянок и вернулись на родину. Под командование петеновских адмиралов.

Курс на Дакар

Мерсэль Кебир взывал к мести. И общий фон французско-английских отношений резко изменился — от дружеского и сочувственного до агрессивного.

Англичане же продолжали следовать намеченному плану. Их следующей целью был Дакар. Стратегическое положение этого порта западной

Африки было очевидным, и командование ВМФ Великобритании (Royal Navy) спешило. Уже стало известно о намерении Берлина устроить тут базу своих субмарин.

Генерал де Голль понимал, что еще одна силовая операция против его соотечественников лишь обострит и без ухудшившиеся отношения между французами и англичанами. А это играло бы на руку Гитлеру. Поэтому генерал постарался убедить Черчилля, что местная администрация и солдаты во Французской Западной Африке охотно перейдут на сторону Свободной Франции.

Черчилль выбрал свой, компромиссный, вариант. Он послал в Дакар объединенный корпус — 4 200 британских солдат и 2 400 французских легионеров. Операция получила кодовое название «Мепасе» (Угроза).

Могучее морское соединение «М» направилось к Дакару под командованием вице-адмирала Джона Каннингема. В ударную группу входили авианосец,три крейсера, 10 эсминцев и три корабля Свободной Франции. Эта армада встала на рейде Дакара 20 сентября 1940 года. Все обошлось без единого выстрела. Пока.

Неприступные пляжи

В то время, когда соединение было на расстоянии 300 км от Дакара, британское адмиралтейство встревожила информация о том, что через Гибралтарский пролив в Атлантику проследовала французская эскадра, вышедшая из Тулона — три крейсера и три эсминца. В Лондоне решили, что это экспедиция в поддержку французских кораблей в Дакаре. И не ошиблись. Французы бросили якоря на траверзе Дакара 14 сентября.

Британцы уже было хотели отменить операцию, но де Голь заверил их, что осложнений не будет.

Французские крейсера, тем временем, вышли из Дакара в Либревиль, но подоспевшие англичане пересекли им дорогу и те вернулись в гавань Дакара. Возникла пауза — ни одна из сторон не предпринимала резких движений. И никто из дакарского гарнизона не спешил встать под знамена генерала де Голя.

Впрочем, события постепенно развивались. Прилетели из Лондона парламентеры и тут же в аэропорту были взяты под арест. Двинулись было по морю к городу, тоже с миссией переговоров, но с берега загремели выстрелы и пришлось повернуть назад. Потом с воздуха разбрасывали над городом и кораблями французов листовки. Эффект нулевой. Становилось ясно — без боя не обойтись.

Около полудня, 23 в сентября 1940 г. англичане дали первый залп из четырех орудий калибра 240 мм. Пока только символический, в небо. У адмирала Каннингема было строго предписание без острой необходимости не доводить дело до кровопролития.

Однако французы не промешкали с ответным, но уже прицельным огнем. Пострадали тяжёлый крейсер HMS „Cumberland" и два эсминца. Генерал-губернатор Французской Западной Африки Пьер Буассон объявил по радио, что он будет препятствовать, любыми средствами, попытке высадки.

Началась дуэль корабельных и береговых орудий. Появились первые жертвы, полыхнули пожары на палубах. Но решающего успеха такая перестрелка никому не сулила. Нужен был десант.

Первый бросок был предпринят деголевцами в районе южного пляжа. Но попытка провалилась под мощным огнем обороняющихся. Тогда в ход дела вмешался сам генерал. Он заявил, что «не хочет, чтобы французы проливали кровь французов» и отдал приказ своим солдатам остановить стрельбу.

Опять возникла пауза. Нужен был какой-то решительный ход.

Дуэль главных калибров

На следующий день продолжились попытки захватить береговой плацдарм. Мощное прикрытие обеспечивали все основные калибры англичан.

Французы ответили не только береговой батареей, но и крейсерским стволом 380 мм линкора „Ришелье". Правда, мастерство его комендоров оставляло желать лучшего. Все 24 снаряда пролетели мимо целей. Но и англичане долго мазали по такому-то гиганту. Угодившие в него два заряда особого вреда не принесли.

В небе появились английские самолеты. Но после того, как четыре из них были сбиты зенитным огнем, удалились. Да им и трудно было работать, поскольку весь город и рейд накрыла пелена от дымовых шашек.

25 сентября вновь повторилась попытка захватить побережье. На этот раз десант состоял из одних англичан. Но и на этот раз закрепиться на плацдарме не удалось.

Шел бой и на море. К тому моменту защитники города потеряли две подводные лодки, ошвартованные у стенки. Но одна оставалась в строю и сумела занять боевую позицию. Командовал ей капитан Пьера Ланселота. Именно после «Пли!» торпеда врезалась в бок линкора „Резолюшен" (Resolution). Мощный взрыв отправил поврежденный корабль, на буксире, в ремонтный док Кейптауна.

«Угроза» миновала

Этот эпизод заставил Каннингема отказаться от дальнейшего штурма Дакара. В Лондоне с решением адмирала согласились. Англичане всегда трепетно относились к своему флоту и без острой нужды им не рисковали. Операция»Мепасе» была свернута. Корабли отправились во Фритаун. А у немцев, между прочим, так и не дошли руки до Дакара, базу ПЛ они так и не развернули под африканским солнцем.

Французы и англичане пребывали во враждебных отношений вплоть до 1943 года когда французский флот полностью вернулся в лоно союзников. А до этого они успели пустить друг другу кровь и в Сирии, и на Мадагаскаре, и в Северной Африке.

В январе 1900 года, он поступил на службу, как кадет, в Королевский флот и в июне следующего года начал службу на крейсере НМ5„Гибралтар". После учебы получил квалификацию навигатора и затем служил в экипажах несколько военных кораблей. Во время Первой мировой войны пережил гибель линкора HMS «R.ussell", который в апреле 1916 года, возле Мальты, подорвался на мине. Звании капитана получил в 1924 г. и некоторое время был командиром линкора HMS «Resolution», который впоследствии сыграл во время битвы за Дакар заметную роль. В сентябре 1935 года стал одним из адъютантов британского короля и к 1 января 1936 г. получил звание контр-адмирала. Затем командовал 1-ой эскадрой крейсеров в Средиземноморье и в июне 1939 года стал вице-адмиралом. Во время Второй мировой войны Каннингем участвовал в эвакуации норвежской королевской семьи в Великобританию. После провала операции в Дакаре прослужил в нескольких должностях Королевского флота Великобритании (Royal Navy), в том числе и, как командующий Средиземноморского флота. Адмиралом стал 4 августа 1943 года, и затем сыграл значительную роль во время высадки союзников под Анцио, в Южной Франции в 1944 году. В мае 1946 года избран на должность Первоглорда ВМФ, которую занимал до своей отставки в сентябре 1948 года. Умер 13 декабря 1962 года.

Битва за дакар 1940
Битва за дакар 1940

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

два × один =