Авиация на острие блицкриг

Авиация на острие блицкриг

Из опыта немецкой торопливости

Блицкриг — современная, по сей день исповедуемая военная доктрина. В перспективе она имеет все шансы достичь совершенства: ракетно-ядерный удар побьет любые рекорды молниеносных войн. Например, заряд, пущенный с российской атомной подводной лодки из атлантических широт может достичь берегов США за 5-6 минут. Американская ракета долетит до территории России где-то за то же время. Молниеносней уже некуда.

Но это, будем надеяться, маловероятное будущее. А в прошлом блицкриг занимал умы самых разных специалистов военного дела. Свое место отводилось в быстром проведении военной кампании и авиации, этой «воздушной артиллерии».

Германия была первой страной, которая вступила в военный конфликт с по-настоящему современной тактикой боя.Самолеты Люфтваффе первоначально угрожали тылам и штабу противника, мешали снабжению войск. На что-то большее не покушались.

Но шло время и стало ясно, «воздух» способен решать куда большие задачи. Он может менять рисунок боя одним-двумя налетами. Авиацию полюбила пехота. В нее уверовал генералитет. Народ увидел в ней свыше посланного заступника. Стратеги усмотрели наконечник копья, поражающий самое сердце врага. Журналистика Третьего Рейха распознала в них, летчиках, непобедимых соколов и гордость нации.

Впервые блицкриг на практике был применен немцами при захвате Польши (1939), стран Бенилюкса и Франции (1940) в начале Второй мировой войны. В основе был натиск, по силе несопоставимый с обороной. Одни не были готовы, другие понимали, что не могут быть готовы по определению. Вот это и есть ингредиенты, из которых готовится блицкриг.

В случае с Советским Союзом ингредиенты оказались в дефиците. Очевидной была лишь неготовность Красной армии эффективно противостоять неожиданному удару, (что и подтвердилось в первый год «Восточной кампании»). Но в быстрой войне с Россией можно было бы усомниться, только глянув на карту и оценив территории, по которым придется продвигаться. Даже и без боя. Однако немецкая машина, запущенная Гитлером, уже была не способна отыграть назад.

Сам прием молниеносной войны никогда не подвергался сомнению. Его применяли и советские войска. Вспомним хотя бы операцию «Багратион» (1944 г.). Он лег в основу «шестидневной войны» на Ближнем Востоке(1967 г.) и совсем уж близкой к нам операции «Буря» на Балканах (1995 г.). Можно по-разному относиться к каждой из этих кампаний но согласимся, все они пытались достичь своих задач в режиме, который в русском фольклоре звучит так: «Ать-два и — в дамки!».

Воздушные рейды по тылам

Итак, блицкриг по-немецки. Не успели немецкие танки пересечь границу, как уже сброшенные бомбы падали на головы врага. Цель военной авиации в процессе молниеносных атак была ясна — расчищать путь и привносить хаос в ряды противника. Для этого использовались, в основном, тактические бомбардировщики средней дальности. Они были главной атакующей силой Люфтваффе.

Эти грозные машины в значительной степени принимали участие в подготовительных атаках, конкретно, в ликвидации оборонительных рядов противника, еще до начала основных наступательных действий. Все это удавалось в первые дни войны, особенно на Восточном фронте.

Да, свое дело знают тяжелые дальнобойные орудия и гаубицы. Тыл их «музыку» распознает. Но куда страшнее для него удары с неба. Всегда внезапные и неотвратимые. Особенно для глубокого тыла. Взлетают на воздух военные базы, склады с вооружением, уродуются взлетно-посадочные полосы, уничтожаются штабы, рвутся системы связи… Да много чего могли творить немецкие асы, находясь на острие блицкрига.

При этом от самолета не требовались какие-то особенные мощности.

Например, маломощные тактические бомбардировщики Stuka («Штука») с легкостью справлялись как с французскими оборонительными фортами, так и с мостами на реке Маас. Уничтожением военных баз в тылу противника с помощью «Штук» прославились и в Англии, где были уничтожены радары и структурные подразделения сил ПВО союзника.

Ложный выпад

Самолеты Люфтваффе, в том числе и истребители, имели еще одно оригинально предназначение — фиктивные атаки. У этого маневра была однозначная цель: ударом по наземным позициям врага определять направление мнимой атаки.

Введенный в заблуждение противник направлял в эти районы все силы, получая решительный удар совсем в другом месте. Таким образом сухопутные войска Вермахта могли распределяться по выбранным направлениям без особого сопротивления, при этом поддерживаемые с воздуха другими боевыми единицами.

Этот прием был использован, например, при вторжении в Польшу и на западных направлениях. Но противник во время войны «обучаем» и в дальнейшем немецкие войска, за исключением Нормандских островов, уже не так успешно пользовались этой военной хитростью.

Такими обманными действиями еще удалось завоевать Балканы и Грецию, однако при наступлении на СССР, с 1941 года, «фиктивные атаки» применялись все реже. Тут была своя причина. Просто при массовом превосходстве на восточном ТВД (театр военных действий) необходимость в таких приемах отпала.

Первыми шли в бой бомбардировщики

Хотя в военной истории известны имена многих асов-истребителей, по-настоящему доминирующим элементом немецких ВВС были стратегические бомбардировщики.

Наиболее распространенным самолетом в начале войны был Dornier Do 17, небрежно называемый «летающая ручка», и Heinkel Не 111.

Но, возможно, самым лучшим средним бомбардировщиком был Junkers Ju 88, который мог нести под крыльями все что угодно. С изящными формами и разнообразием функций Ju 88 мог позволить и воздушную акробатику. Благодаря чему стал крепким орешком для любого истребителя противника.

Атаки упомянутых выше бомбардировщиков, полет которых проходил на средней высоте, планировались заранее, в соответствии с наступательными действиями наземных войск.

Самолеты обычно летели по прямой линии, которая на карте пересекалась с наземными целями. Полет должен был быть максимально ровный, чтобы облегчить работу бомбометателя.

Когда армия сталкивались со слишком сильным сопротивлением на земле, возникала потребность в корректировке с воздуха.

На практике это выглядело так. Радист Люфтваффе связывался с ближайшими бомбардировщиками. Одновременно на это место выдвигались подкрепления наземных войск. После обработки укреплений врага с воздуха, они штурмовались пехотой и танками.

Подобные действия применялись и при обороне. Они назывались «тактика тушения огня». Военная авиация играла огромную роль в обороне, например при ликвидации французской танковой контратаки на реке Сомме, при блокаде Сталинграда, в ходе Курской битвы.

Работа для истребителей

Люфтваффе имели в распоряжении широкий арсенал боевых самолетов и тяжелых истребителей. Они могли уничтожать как наземные цели, так и участвовать в борьбе за воздушное превосходство.

Истребители чаще всего атаковали по нисходящей прямой. Сначала обозначая цели световыми снарядами, после чего наносили целевые удары из пулеметов и пушек. Иногда использовались ракеты замедленного действия, давая возможность отлететь на безопасное расстояние. Тем не менее, эта тактика была достаточно опасной, так как «подсвеченный» истребитель вынужден был находиться длительное время в непосредственной близости от ПВО противника. Решением проблемы могла быть атака со стороны солнца.

Самым популярным штурмовиком был Messerschmitt Me 110, двухмоторный тяжелый истребитель. Однако, при нападении на Англию было обнаружено, что он достаточно неуклюж и более легкие, менее вооруженные и маневренные одномоторные истребители легко с ним справлялись. В итоге из Me 110, получился отличный ночной истребитель.

Пике из-под небес

Попасть в малогабаритную цель, да еще если она движется, с высоты сотни метров достаточно трудно.

Пикирование приводило к повышению точности бомбометания. Кроме того, самолет развивал огромную скорость, благодаря чему в него было трудно попасть. Поэтому пикирование приобретает популярность среди пилотов того времени, хотя и не каждая машина выдерживала такие перегрузки.

Впервые такую методику бомбометания применили во времена Первой мировой войны, однако маломощные самолеты того времени не всегда держали перегрузки при резкой потере высоты, что делало такой маневр весьма опасным. Настоящую разработку тактики воздушного бомбометания с элементами пикирования начал американский флот с его самолетами F8C Falcon и SB2 "Helldiver".

Основными характеристиками пикирующих бомбардировщиков стали укрепленная конструкция и армированные крылья с фюзеляжем. Благодаря новым воздушным тормозам управлять самолетом становилось значительно легче, но все же речь скорее шла об атаке под острым углом, чем о полноценном пикировании. Первого по-настоящему вертикального полета добились немецкие асы.

Мало известного предшественника «Штуки», самолет Hs 123, создал немецкий машиностроительный концерн Henschel. Демонстрационный полет выполнял сам генерал Эрнест Удет, известный немецкий ас.

Hs 123 представлял собой биплан с открытой кабиной, в основном металлической конструкции. Вскоре после этого Люфтваффе принимает на вооружение свой первый Henschel. По тем временам он отличался серьезным оружием: парой пулеметов MG 17 (7.92мм) и возможностью нести одну 250-ти килограммовую бомбу, либо 4 меньших бомбы, каждая из которых весила по 50 кг. Hs 123 воевал в гражданскую войну в Испании, в рядах легиона Кондор, где получил прозвище „Angelita". Хорошо зарекомендовал себя в небе Польши, Франции и на Балканах. Вскоре на свет появляется один из самых эффективных боевых самолетов Люфтваффе Ju 87 Stuka.

Рождение «Штуки»

Некоторые самолеты имеют в истории свое особенное место, одним из таких самолетов по праву являлся Юнкере Ю-87 «Штука» (нем. Stuka=Struzkampfflugzeug- пикирующий бомбардировщик). Впервые он был применен в качестве боевой единицы в гражданской войне в Испании. В то время как Hs 123 охотно продавался немцами во все страны мира, «Штуку» отказывались продавать и хранили в строжайшей тайне детали ее конструкции.

В начале Второй мировой войны этот бомбардировщик представлял элиту в своем классе. Однако в середине войны самолет начал устаревать, хотя существовали и те, кто не верил в его успех еще в 1939 году. На практике же, в процессе военных действий уже в сентябре, с помощью этой машины было потоплено большинство военных кораблей Польши, разбита польская пехотная дивизия и повреждены основные коммуникации противника. Много хлопот доставляли сирены самолета коням, так широко использованными польской артиллерией.

Во времена наступления на запад «Штуки» сыграли огромную роль в поражении Франции. Без дополнительной защиты со стороны своих истребителей, против истребителей противника он мало что мог сделать. Выяснилось также, что при пикировании «Штука» оказывалась легкой мишенью для зенитчиков. С 1943 военно-воздушная мощь союзников начинает расти по всем фронтам и славная история Hs 123 заканчивается. Преимущество СССР в воздухе становится очевидным и этот самолет рискуют пускать в дело для редких ночных вылазок.

Штука против Хеншеля

Настоящей грозой танков был штурмовик Хеншель Hs 129. Благодаря своим заслугам он получил прозвище «Консервный нож» или «Щелкающий танки». Возможно, из-за его необычного оружия — под корпусом в надстройке была прикреплена противотанковая пушка 75 мм калибра.

Какие впечатления испытывал летчик при выстреле из такого орудия и сколько трудов уходило для поддержания баланса полета после выстрела, остается только догадываться.

Бронированная кабина должна была обеспечить летчику высокую степень пассивной защиты, однако несмотря на это среди пилотов Люфтваффе штурмовик не пользовался популярностью. Причина — маломощный мотор.

Результаты сравнения очевидны. Штука» превосходит «Хнешеля» практически во всем. Он быстрый, более маневренный и легкий. Однако «Хеншель» значительно лучше укомплектован оружием и броней.

Пикирующие бомбардировщики Эрнста Удета

Первый прототип Ju 87 взлетел весной 1934 года. В процессе развития «Штука» прошла через ряд изменений. Первоначально имелся двойной хвост, но после гибели пилота, было принято решение поменять двойной хвост на классический и добавить подкрыльные воздушные тормоза, которые были весьма кстати при исполнении пикирования.

Конструкция и наружное покрытие были цельнометаллическими. Все детали были прочно скреплены между собой, что было необходимо для надежного управления. Под политическим покровительством Эрнеста Удета самолет впервые выпускается серийно и поступает в распоряжение Люфтваффе в конце 1939 года. Последующие модификации версии «А» скорее были связаны с упрощением производства и незначительными корректировками.

В последующих версиях «В» был переработан фюзеляж, хвостовой стабилизатор, а новые конструктивные решения, позволяли облегчить обслуживание даже в полевых условиях.

Именно они потопили английские торпедоносцы HMS (англ. His Majestys

Ship — Корабль Ее Величества), Afridi, HMS Bison и HMS Grom, а также шлюпы HMS Bittern и HMS Black Swan.

Наконец создается версия «G», предназначенная для уничтожения танков. Для этой роли, самолет был оснащен двумя 37-мм противотанковыми пушками ВК 3.7/Flak 18 на шарнирах под крыльями.

Тестирование возможностей Ju 87 G-1 состоялось летом 1942 года под руководством известного любимца Гитлера Ганса-Ульриха Руделя.

Авиация на острие блицкриг
Авиация на острие блицкриг
Авиация на острие блицкриг

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

17 + 11 =