Первое послевоенное десятилетие

В конце марта 1946 г. в форте Силл (США) состоялась конференция по проблемам полевой артиллерии, на которой присутствовали 102 офицера-артиллериста с боевым опытом. Основным вопросом было определение наиболее выгодного типа артиллерии. Подавляющее большинство участников высказалось за преобладание гаубиц и сохранение в артиллерии трех основных калибров — 105,155 и 203 мм. Половина участников считала возможным создание новых, 240-мм гаубиц и пушек. Более тяжелая артиллерия в полевых условиях оказалась ненужной. По мнению участников конференции, практически вся полевая артиллерия должна была стать самоходной, за исключением авиадесантной.

В первое послевоенное десятилетие авиадесантной артиллерии в США уделяли особое внимание, поскольку в годы Второй мировой войны она удачно осуществила многие десантные операции. Две гаубицы 75- и 105-мм калибров предназначались для авиационной переброски. Наиболее удачным оказался облегченный вариант 105-мм гаубицы М-ЗА1, которая в отличие от обычной полевой имела дальнобойность в 6,4 км, но и весила почти в два раза меньше.

После войны началась разработка тактики парашютного десантирования. Первоначально десантируемые гаубицы сбрасывали разобранными на части, но впоследствии — целиком. Понятно, что приведение орудия и всего подразделения в боевую готовность происходит значительно быстрее, если гаубицы спускаются на парашютах в неразобранном виде. Американцы использовали авиадесантные гаубицы в «малых» войнах — в Южной Корее, а позднее в Южном Вьетнаме.

Интерес к воздушно-десантным частям повысился во второй половине 1950-х гг., когда на некоторое время возобладала стратегия атомной войны. Считалось, что после атомного удара наиболее результативным окажется десантирование на территорию противника, подвергшегося атомному нападению. Позднее, когда стало ясно, что применение противниками ядерного оружия неминуемо приведет к гибели всей земной цивилизации, сфера применения воздушно-десантных войск ограничилась локальными конфликтами.

В целом развитие транспортной авиации оказало огромное воздействие на полевую артиллерию. Стало возможным перевозить самолетами гаубицы крупного калибра, вплоть до 203-мм, правда, разобранными на две части.

Дальнейшее совершенствование артиллерии после Второй мировой войны шло по линии наибольшей универсализации орудий и их узлов. Основой тяжелой полевой артиллерии стали так называемые дуплексы, т.е. орудия, имеющие одинаковое тактическое назначение, но различающиеся по калибру и длине ствола. В Советском Союзе примером этого могут служить дуплексные 130- и 152-мм пушки М-46 и М-47, принятые в 1953—1954 гг. для значительного повышения дальности стрельбы.

Эти орудия в конструктивном отношении отличаются только стволами, дульными тормозами и прицелами, а в остальном они идентичны. 130-мм пушка имеет дальнобойность 27 км, а 152-мм — 20 км. Орудия предназначены для борьбы с артиллерией противника, его долговременными сооружениями, с самоходной артиллерией и тяжелыми танками.

В ходе Второй мировой войны роль артиллерии существенно изменилась. Во многом ее действия должны были обеспечивать темпы и размах танкового наступления. Поэтому в бронетанковых и мотострелковых частях основная роль стала принадлежать самоходной артиллерии.

Обычная буксируемая артиллерия модернизировалась, а для придания ей большей мобильности на поле боя появились так называемые самодвижущиеся орудия. На станине у них укреплялся бензиновый двигатель, ставились рулевое колеса и управление, сиденье для водителя, а снизу — трансмиссия и ходовая часть. Внутри станин располагались бензобаки. Один или два двигателя мощностью до 35 л.с. позволяли орудию развивать скорость 15—25 км/ч при движении стволом назад и 5 км/ч при обратном движении. Самодвижущиеся пушки и гаубицы имели лебедку для самовытаскивания. Они способны были преодолевать крутые подъемы и двигаться по сильнопересеченной местности.

Примерами подобных отечественных орудий могут служить пушки СД-57 и СД-44 калибра 57 и 85 мм, принятые на вооружение в начале 1950-х гг. Пушка СД-44, созданная в конструкторском бюро Ф. Ф. Петрова, заменила знаменитую дивизионную пушку ЗИС-3, поскольку обладала лучшими качествами, в частности дальнобойностью до 15,8 км. Был и ее буксируемый вариант Д-44. В армии США в 50-х гг. самодвижущейся была сделана 155-мм гаубица М-1А2, существовавшая еще со времен Второй мировой войны.

Ул учшилась и противотанковая артиллерия. В Советском Союзе на смену ЗИС-2 пришла 5 7-мм противотанковая пушка 4-26, а на базе СД-44 была создана новая противотанковая 85-мм пушка Д-48. Она сохранила бронепробиваемость 100-мм пушки образца 1944 г., но стала в полтора раза ее легче. На ней был установлен инфракрасный прицел ночного видения. Для усиления противотанкового вооружения в 50-х гг. параллельно с безоткатными орудиями создавались противотанковые управляемые снаряды (ПТУРС). Они представляли собой небольшие ракеты, пускаемые с переносных установок и управляемые по тонкому стальному проводу. ПТУРСы стали наряду с противотанковыми батальонными пушками основным средством борьбы пехоты с танками. Все они, как правило, кумулятивного действия и обладают способностью пробивать броню до 500 мм. Недостатком первых ПТУРСов была низкая точность, особенно на дальних дистанциях.

В первое послевоенное десятилетие Франция, несмотря на большие поставки американского оружия, занималась созданием собственных систем артиллерии. В июне 1955 г. на выставке в лагере Мэйи демонстрировались новые французские модели. Помимо 75- и 105-мм безоткатных орудий французы сконструировали новые гаубицы.

Гаубица калибра 105 мм образца 1950 г. отличалась трехстанинным лафетом, позволявшим вести круговой обстрел при вывешенных колесах. Вес гаубицы равнялся 2,9 т, а дальнобойность составляла 14,5 км, что превосходило технические характеристики тогдашних американских гаубиц аналогичного калибра. К положительным свойствам этой гаубицы относилась хорошая устойчивость при стрельбе, что в комплексе с унитарным патроном позволяла вести эффективную стрельбу по танкам прямой наводкой. Стрелять можно было не только со станин, но и с колес.

Прошло около двух десятков лет после появления первых многостанинных лафетов и создания опытных американских моделей Т-2 и Т-3, пока эта идея не стала активно воплощаться, изменяя классический станинный лафет. По тому же принципу была сконструирована в 50-х гг. 105-мм гаубица шведской фирмы Бофорс М-42. У нее лафет обладал четырьмя станинами.

Французская 155-мм гаубица образца 1950 г. имела двухстанинный лафет без щита с четырьмя парами колес по типу американского. Во время стрельбы колеса вывешивались, и лафет опирался на поддон, что также создавало возможность для кругового обстрела. Она обладала максимальной дальностью стрельбы в 18 км и весом около 8 т.

В Англии новые образцы разработаны не были и лишь подверглись модернизации старые, хорошо известные со времен войны модели. В их числе знаменитая 25-фунтовая (87,6-мм) дивизионная гаубица-пушка с круговой опорой под колесами Мк-2 и 114,3-мм пушка Мк-3.

В период 50-х гг. вновь возобновились поиски комбинированного орудия, но теперь уже соединяющего в себе свойства минометов и гаубиц. Наиболее удачным следует считать американское 115-мм орудие ХМ-70, принятое на вооружение морской пехоты. В его названии «Моритцер» соединены два английских слова «миномет» и «гаубица», что дает представление о сути орудия. Оно отличается принципиально новой конструкцией и является автоматическим шестизарядным. Механизм автоматики состоит из двух барабанов по три патрона в каждом. Скорострельность орудия равна 6 выстрелам в 2,5 мин. Максимальная дальнобойность — до 16 км, а вес в боевом положении составляет всего 1,5 т. При стрельбе оно опирается на поддон. Лафет имеет два колеса и две станины. Орудие удачно сочетает в себе мощь навесного огня и дальнобойность. Оно считается одним из самых значительных достижений ствольной артиллерии в послевоенное время.

В области усовершенствования ствольных минометов были созданы конструкции, позволявшие вести круговой обстрел без перемещения опорной плиты. К таковым относятся американский миномет калибра 81 мм М-29 и калибра 106,7 мм М-30. Максимальная дальность стрельбы составляла 5— 6 км. Дополнительные устройства для кругового обстрела значительно повысили массу минометов. М-30, к примеру, стал весить 284 кг вместо прежних 156 кг.

Наиболее популярными во Франции стали 120-мм минометы, один из них — М-51 — имеет вес 500 кг и дальнобойность 6,6 км. В Англии были оставлены только минометы калибра 81 и 106,7 мм. Дальнобойность их — в пределах 2,5—5 км, вес — 35—125 кг.

В нашей стране сразу после войны была проведена модернизация всех минометов — 82-, 120-, 160-мм калибра и создан в 1950 г. новый 240-мм миномет для артиллерии резерва главного командования. Его вес равнялся 4 т, а дальнобойность — 9,7 км. Это самый мощный миномет в мире.

Значительный прогресс в авиации поставил зенитную артиллерию перед сложной задачей. Скорости перемещения самолетов все время возрастали, и теперь за время полета зенитного снаряда (30 с) самолет, движущийся со скоростью 800 км/ч, успевал пролететь более 6 км. Времени на определение упреждения и расстояния до цели у зенитчиков почти не оставалось, и попасть в самолет становилось сложнее.

В этих условиях более выгодными оказались зенитные ракеты класса «земля—воздух», способные поразить цель в любую погоду и на любой высоте. С их появлением во второй половине 50-х гг. стали отказываться от крупнокалиберной зенитной артиллерии (более 100 мм), получившей развитие в первые послевоенные годы.

Для борьбы с быстролетящими целями на малых и средних высотах вновь эффективными были признаны малокалиберные 20—40-мм зенитные пушки. Многие из них представляли собой многоствольные самоходные установки.

Огромное значение для зенитной артиллерии приобрела система раннего обнаружения цели, основанная на радиолокации, которая одновременно позволяла точно вычислить упреждение. Соединение радиолокатора с зенитным орудием позволило сделать более эффективными пушки крупного калибра. Наиболее типичной в этом отношении была созданная в начале 50-х гг. американская 75-мм полуавтоматическая (скорострельность 45 выстр./мин) зенитная пушка с весьма претенциозным названием «Скайсвиппер» (в переводе — «небоочиститель»).

Главной ее особенностью являлось автономное сопровождение цели, т.е. у пушки имелся собственный радиолокатор. Прибор управления огнем и локатор составляли с ней единое целое, что позволило резко повысить поражаемость цели. Кроме того, стала возможной стрельба в ненастную погоду и даже ночью. Для орудия применялись боеприпасы с неконтактными взрывателями, обеспечивающими разрыв снаряда только при сближении с целью. Пушка могла стрелять в высоту до 6,4 км, вся система весила 10 т. Дальность обнаружения цели составляла 24 км. Позднее и на малокалиберных установках появились системы локационного обнаружения и сопровождения цели.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

два × три =