PANAVIA TORNADO



Истребители-бомбардировщики Tornado ВМФ ФРГ оказались исключительно
удачными морскими ударными самолетами и разведчиками.Однако немецкая
военно-морская авиация стала жертвой изменений в оперативной
обстановке после окончания холодной войны.В 1994 году она сдала
половину своих Tornado в ВВС,а в 2005 году лишилась и оставшихся
машин.

ВМФ ФРГ закупили самолеты Tornado для замены 135 устаревших
истребителей-бомбардировщиков Starfighter, применявшихся
для нанесения ударов,штурмовки,борьбы с кораблями и разведки.
В итоге заказали до 112 более эффективных(и дорогих) машин
Tornado,включая 12 спарок.Это позволило иметь в каждой эскадре
48 таких самолетов,плюс резервные машины.Потребовалось
несколько самолетов с двойным управлением,так как экипажи
морской авиации ФРГ обучались в учебных центрах ТТТЕ.

В 1975 году стало ясно, что Tornado пока не может заменить
F-104G,и в качестве временной меры пришлось закупить самолеты
F-4 Phantom.F-104G продолжали служить в ВМФ, но все с
нетерпением ждали прибытия машин Tornado.Морскую эскадру MFG 1
перевооружили на Tornado первой в ФРГ, даже раньше,чем эскадру
ВВС JBG 31.Освоение и перевооружение морской авиации ФРГ на
машины Tornado прошли удивительно быстро, несмотря на то,что
в авиации ВМФ никогда не было таких скоростных реактивных
двухместных самолетов.

Морская авиация ФРГ получила 16 самолетов из 2-й серии(пять со
сдвоенным управлением),32 машины из 3-й серии (без спарок),
48 машин 5-й серии (пять со сдвоенным управлением) и 24 из
6-й серии (в том числе два учебно- боевых).Все самолеты
5-й серии и большая часть машин 6-й серии пошли в часть MFG 2.

Самолеты F-104G авиации ВМФ ФРГ оснащались ракетами AS30 класса
«воздух—поверхность» и им подобными,но для новых машин Tornado
потребовались более современные ракеты. Были выбраны ракеты AS34
Kormoran,и размещен заказ на 469 млн марок на поставку 350 таких
ракет.Установка ракет Kormoran оказалась очень простой,и эту
ракету стали ставить на последние строевые самолеты F-104 и на
все машины Tornado авиации ВМФ.Всего с 1989 года были поставлены
174 ракеты Kormoran Mk 2 вместе с противорадиолокационными
ракетами AGM-88 HARM.Приблизительно 96 самолетов Tornado авиации
ВМФ приспособили для несения контейнеров для дозаправки в полете
Sargent Fletcher 28-300.

Эскадра MFG 1

Эскадра Marinefliegergeschwader 1 (MFG 1) первоначально считалась
«эскадрой морской авиации по освоению самолетов Tornado и нового
вооружения».Она была сформирована 2 июля 1982 года одновременно
с поставкой первых четырех морских Tornado.Tornado ВМФ внешне
были идентичны самолетам ВВС,но носили иную схему камуфляжа,схожую
с применявшейся на морских самолетах F-104 и на еще более ранних
машинах Sea Hawk.

1 января 1984 года MFG 1 признали боеспособной.Tornado стал
высокоэффективной заменой для Starfighter.Его экипаж из двух
человек и сложная РЛС повысили возможности полета ночью и в
сложных метеоусловиях,а усовершенствованная система навигации
облегчила обнаружение целей и возвращение на базу над
безориентирной морской поверхностью.Первое морское крыло
самолетов Tornado первоначально вооружалось кассетами BL755,
УР Kormoran и разнообразными бомбами.Позднее оно начало
осваивать УР AGM-88.С окончанием холодной войны ВМФ пришлось
пожертвовать одной из своих частей.1 января 1994 года
MFG 1 расформировали.

Эскадра MFG 2

MFG 2 в Эггебеке стала пятой и предпоследней немецкой авиаэскадрой,
вооруженной самолетами Tornado.11 сентября 1986 года она получила
первую такую машину,а в мае 1987 года совершила последний вылет на
Starfighter.MFG 2 получила 48 Tornado 5-й серии,способных нести УР
HARM.Во вторую эскадрилью этой эскадры поставили противокорабельные
УР AGM-88. Морские Tornado 5-й серии были поставлены в новом
двухцветном опоясывающем деформирующем камуфляже.Первая эскадрилья
вела разведку с помощью 26 разведывательных контейнеров MBB/Aeritalia.
Прежде в эту задачу входили ежедневные полеты «Восточный экспресс»
на разведку всей акватории Балтики для контроля и фотографирования
судоходства.

Затем в 1994 году MFG 1 передала свои самолеты в разведывательное
крыло ВВС ФРГ.MFG 2 продолжала применять Tornado с УР Kormoran 2,
HARM,блоком дозаправки в полете и контейнером разведки.В 2005 году
авиации ВМФ пришлось вообще отказаться от своих истребителей,и MFG 2
расформировали,а ее самолеты передали в ВВС ФРГ. 

Tornado IDS

В рейдах «Восточный экспресс» пилоты эскадры MFG 2 много раз могли
видеть наяву самолеты противника,так как над международными водами
их иногда перехватывали базировавшиеся в Польше советские Су-27 и
МиГ-29 из ГДР.К моменту расформирования MFG 1 в 1994 году эти полеты
стали просто обычной повседневной задачей.

Возможность подвески УР HARM

БРЭО самолетов Tornado 5-й серии прошло ряд модификаций,одной из самых
важных стала возможность использования УР AGM-88 HARM.Эти
усовершенствования также включают шину данных MIL-1553B,улучшенную
систему оповещения об облучении РЛС и активную систему РЭБ.Ракетами
HARM вооружалась вторая эскадрилья эскадры MFG 2,наряду с УР
Kormoran 2,тогда как первая эскадрилья сосредоточилась на ведении
тактической разведки и полетах только с ПКР Kormoran 2.

Наружные пилоны

На самолетах авиации ВМФ устанавливались стандартные для Tornado
внешние пилоны с контейнерами для дипольных отражателей и ИК-ловушек
типа BOZ-100 под левой консолью и контейнером системы РЭБ под правой
консолью(на рисунке—контейнер Cerberus).

УР МВВ Kormoran 2

УР Kormoran 2 является цифровой версией этой ракеты с увеличенным
внутренним объемом,позволяющим установку более мощной боеголовки
массой 165 кг.Новый маршевый двигатель увеличил дальность действия
с 30 км до 35 км, а улучшенная электроника повышает шансы преодоления
РЭП противника и упрощает процедуры запуска. 

Знаки части

Эмблема эскадры MFG 2 первоначально представляла собой оружейный прицел,
наложенный на цифру 2,как показано на этом самолете.Позднее для MFG 2
приняли бывшую эмблему MFG 1—изображение морского орла.

Дозаправка топливом в полете

Самолет Tornado IDS может оборудоваться убирающейся штангой дозаправки
топливом в полете,находящейся в правом борту фюзеляжа рядом с кабиной
пилота.Это позволяло самолетам авиации ВМФ заправляться топливом с
других машин Tornado или с оснащенных шлангом заправщиков.

Заметки.

Первоначально на Tornado ВМФ верхние поверхности окрашивались в темно-серый цвет,
нижние—в белый,с четкой разделительной линией.

Две эскадрильи эскадры MFG 2 базировались в Эггебеке.При расформировании эскадры
MFG 1 ее самолеты передали в часть AG 5 ВВС ФРГ,которая также устроилась на бывшей
базе MFG 1 в Шлезвиг-Ягель.

Кое-кто удивлялся тому, что были сохранены эмблемы MFG 1 при новом обозначении
уцелевшей эскадры MFG 2.Но на самом деле обе части формировались в одном 958
году,а их истории очень похожи.

29 октября 1987 года эскадра MFC 1 совершила свой последний полет на F-104U
сменила их, когда экипажи прошли переподготовку в учебном центре в Коттесморе.
Позднее с расформированием MFG J эскадра MFG 2 переняла эмблему этой бывшей
части.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

одиннадцать + тринадцать =