На колесах или гусеницах?

На колесах или гусеницах?

Живейшую дискуссию и споры вызвал вопрос о подвижности артиллерии. Необходимость максимальной мобильности при сохранении нужного количества боеприпасов никаких сомнений не вызывала. Вопрос стоял о способе транспортировки — на конной или механической тяге.

В конечном счете все споры сводились к одному аргументу: механическая тяга недостаточно надежна. У конной тяги было много сторонников, но перевозка лошадьми не позволяла увеличить вес орудия и его частей. Между тем наращивание дальнобойности и мощности орудий приводило к удлинению и утяжелению стволов, появлению дополнительных механизмов, увеличению веса лафетов и всей системы. Могущество и вес артсистем — вещи взаимосвязанные, и выбирать уже не приходилось. Эти противоречивые вопросы во многих армиях решались половинчато: батальонную, полковую и дивизионную артиллерию стремились оставить на конной тяге, а более крупную механизировать. При этом основной задачей являлось усовершенствование средств тяги — тракторов, тягачей, грузовых автомобилей.

В конце 30-х гг. произошел перелом; основную часть артиллерии стали переводить на механическую тягу. Дело здесь было не только в усовершенствовании средств передвижения. Стремление к оперативной и тактической мобильности артиллерии обусловливалось возрастающей ролью танков и бронемашин.

Моторизованная артиллерия обладала в 4—5 раз большей подвижностью, чем конная. Она могла передвигаться со скоростью 30—40 км/ч, совершая за сутки перегоны по 200 км и более. В первую очередь подвижность требовалась для зенитной и противотанковой артиллерии. Первая стремилась опережать войска на марше, чтобы прикрывать их от ударов авиации. Противотанковой артиллерии необходимо быстро выдвигаться на танкоопасные направления, поскольку танковый прорыв становился наиболее серьезной угрозой.

Быстрое перемещение легких пушек за грузовиком по плохим дорогам было невозможно без усовершенствования ходовой части лафетов. В 30-е гг. лафеты батальонных и полковых пушек получили металлические колеса на резиновых шинах и подрессоренные оси. Без этих изменений лафет развалился бы через несколько сот километров.

Особое значение приобретала подвижность так называемой артиллерии сопровождения. Речь шла об орудиях, способных передвигаться вместе с пехотой и используемых для борьбы с крупными огневыми целями противника. Эти пушки должны были обладать достаточной мощностью, броневой защитой и передвигаться по изрытому снарядами полю. Одним из первых вариантов стали самодвижущиеся орудия на гусеничном ходу большой мощности, например 240-мм французская гаубица образца 1918 г. В США после войны начали разрабатывать орудия на гусеничном ходу на тракторах системы Кристи и Холта. В 30-е гг. здесь были созданы первые опытные варианты самоходных установок с полевой 75-мм пушкой, со 105- и 155-мм пушкой и гаубицей.

Во Франции аналогичные разработки делались на заводе Сен-Шамон. Для легкой и средней артиллерии предпочитали комбинированный колесно-гусеничный ход. Такова была самоходная установка образца 1924 г.

с 75-мм пушкой. Она имела максимальную скорость на колесах 24 км/ч, на гусеницах 9 км/ч и весила вся целиком 7 т. Были созданы более тяжелые установки со 105-мм пушкой и 105- и 155-мм гаубицами. Французские образцы оказались очень несовершенными, излишне громоздкими. Участвовать в военных действиях им не пришлось. Наиболее действенные системы самоходной артиллерии появились в нашей стране во время Великой Отечественной войны.

На колесах или гусеницах?
На колесах или гусеницах?
На колесах или гусеницах?
На колесах или гусеницах?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

пятнадцать − 11 =