Артиллерия специального назначения

Артиллерия специального назначения

К моменту начала войны во всей Европе насчитывалось несколько сот самолетов, а в 1918 г. их уже было десятки тысяч, не говоря об аэростатах и дирижаблях, которые стали прекрасными средствами воздушной разведки. Борьба с новой техникой обычными полевыми орудиями оказалась малоэффективной. У пушек стволы высоко вверх не поднимались, а гаубицы, у которых это было возможно, обладали малой начальной скоростью снаряда. Полет гаубичного снаряда продолжался долго, и он не всегда настигал быстролетящую цель.

Попасть из гаубицы в самолет можно было только случайно. Требовалась специальная артиллерия, имеющая круговой обстрел и большой угол возвышения ствола. Порой нужно было стрелять практически под прямым углом, или, как говорят, «в зенит». Отсюда и пошло название новых орудий — «зенитки».

Отставной французский полковник Де-пор уже в 1909 г. сконструировал орудие, имевшее лафет с раздвигающимися в сторону станинами, что позволяло поднять ствол вверх до 50°. Большинство артиллеристов такое орудие не заинтересовало, но несколько офицеров техников завода Пюто смогли оценить оригинальную идею. В 1914 г. они предложили 75-мм пушку, имевшую уже вертикальный обстрел. Поскольку перед войной наибольшее опасение вызывали аэростаты, то новое орудие поставили на автомобиль, чтобы оно могло следовать за аэростатом по земле и держать его под прицелом. В августе 1914 г. во Франции оказался один-единственный (!) экземпляр этой автопушки, и понадобилось почти полтора года, чтобы наладить массовое производство. Войну Франция закончила с 400 подобными орудиями.

В марте 1915 г, в России на Путиловском заводе изготовили первые четыре зенитных орудия конструкции Ф. Лендера и В. Тарновского. За основу была взята полевая трехдюймовая пушка, к которой Ф. Вен-дер предложил специальный полуавтоматический клиновой затвор, а В. Тарновский — оригинальный механизм рассеивания снарядов для увеличения вероятности поражения цели. К сожалению, русская армия была снабжена этими прекрасными орудиями в ничтожно малом количестве. В конце войны насчитывалось всего 76 зенитных пушек.

Приходилось приспосабливать те же «трехдюймовки» на самодельных тумбах и станках. Наилучшими оказались приспособления тумбового типа, сконструированные в действующей армии Гвоздевым и Ивановым. Они были просты в изготовлении и удобны для пользования. Однако в качестве специальных лафетов служить не могли, поскольку не годились для скорострельных систем. Всего было задействовано 858 полевых трехдюймовых и морских 75-мм пушек.

В Германии несколько раньше, в 1914 г., поместили на специальную установку 77-мм полевую пушку образца 1896 г. Кроме того, использовались 10-см пушки образца 1904 г., устаревшие 9-см пушки и малокалиберные 3,7-см морские пушки на подвижных платформах.

К 1917 г. были сформулированы основные требования, предъявляемые к специальной зенитной артиллерии. Выделялись три рода пушек: малокалиберные (37—45-мм) для борьбы с низколетящими целями и с аэростатами; орудия средних калибров (75—90-мм), желательно на автомобильной установке, для поражения высоколетящих самолетов и охраны боевых порядков пехоты; тяжелые зенитные пушки калибра свыше 90 мм, служащие для защиты тылов, подвижные и стационарные. Всем типам зенитных орудий рекомендовалась высокая начальная скорость снаряда и повышенная скорострельность.

В сентябре 1916 г. во время наступления на реке Сомме французы и англичане впервые применили новое техническое средство — танки. Невиданные, закрытые броней боевые машины, стреляя из пулеметов, шли в атаку на немецкие позиции. Эффект был потрясающий — враг бежал из окопов. Однако техническое несовершенство машин, многие из которых просто застряли, не дойдя до окопов, их неумелое применение позволили немцам оправиться от шока, и прорыв успеха не имел.

В дальнейшем наступления танков уже не вызывали такого ужаса, но военные задумались об оружии для борьбы с ними.

Думать в основном пришлось Германии, поскольку сама она танков не имела и не могла угрожать Франции или России. Используя свой опыт при создании легкого пехотного орудия, фирма Круппа решила попробовать приспособить его и для борьбы с танками. В начале 1918 г. такое орудие было сделано, Оно имело ствол 7,6-см пушки с клиновым затвором и лафет со щитом. Для перемещения на короткие расстояния можно было пользоваться усилиями людей, при дальних транспортировках использовали конную тягу.

Одновременно для борьбы с бронированными целями, в том числе и бронемашинами, начали применять различные малокалиберные орудия на автомобильных установках. Хотя эти пушечки не очень годились для борьбы с танками, они подсказали конструкторам, какой калибр и тип снаряда лучше всего подходит для специального противотанкового оружия. До окончания Первой мировой войны такого оружия создано не было.

Артиллерия специального назначения
Артиллерия специального назначения
Артиллерия специального назначения
Артиллерия специального назначения

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

18 − пятнадцать =