Артиллерия новых систем

Артиллерия новых систем

В боях Первой мировой войны родилась новая военная техника — танки и самолеты, для борьбы с которыми потребовалась специальная артиллерия. В дореволюционной России такую артиллерию создать не успели. Существовали немногочисленные переделочные образцы, но специальных систем не было. Советским конструкторам пришлось решать эту задачу.

В 1931 г. принимается на вооружение первая отечественная 37-мм противотанковая пушка. Она пробивала броню в 30 мм на расстоянии 1000 м. При тогдашнем слабом бронировании танков этого вполне хватало. Хотя лафет ее имел раздвижные станины, он не был подрессоренным, и колеса оставались деревянными. В следующем году ее ствол заменили 45-мм, но недостатки лафета не были устранены.

Опыт боев в Испании в 1936—1939 гг. показал слабость танковой брони, и ее начали усиливать. Соответственно возникли новые требования к противотанковым пушкам. В 1937 г. предпринимается коренная модернизация пушки образца 1932 г., в результате которого появилась 45-мм пушка, ставшая основным образцом советской батальонной артиллерии. Орудие получило полуавтоматический клиновой затвор, повысивший скорострельность до 20 выстр./мин. Лафет оснастили металлическими колесами с губчатой резиной и подрессоренным шасси, что повысило скорость передвижения по шоссе до 60 км/ч. Бронебойный снаряд с притуплённой головкой позволял пробивать броню до 70 мм на дистанции в 500 w и до 50 мм — на 1000 м. Первоначально такой бронепробиваемости оказалось достаточно, но через несколько лет этого стало мало.

Положение спас новый вид снаряда, который получил название «подкалиберный». Снаряд имел своеобразную форму. Тело его состояло из легкого металла, а сердечник, наоборот, из очень твердого. В момент удара по броне мягкая оболочка снаряда сминалась, а сердечник продолжал двигаться вперед. Его диаметр был значительно меньше диаметра обычного снаряда, и, следовательно, проникающая способность выше. В точке соприкосновения развивалась огромная энергия, позволявшая сердечнику пробить толстую броню. Из-за небольшого веса подкалиберный снаряд применялся в 45-мм орудиях на дистанции до 500 м.

Противотанковая пушка образца 1937 г. могла бороться с лобовой броней среднего танка на расстоянии 200 мне бортовой броней тяжелого танка на дистанции 500 м. Вес пушки в боевом положении равнялся всего 560 кг, что позволяло перекатывать ее на поле боя на руках. Кроме борьбы с танками, орудие могло действовать против живой силы (имелись осколочные и картечные снаряды) и против долговременных огневых точек. Наибольшая дистанция стрельбы составляла 4400 м.

Развитие авиации потребовало от конструкторов создания современных зенитных систем малого калибра и с высокой скорострельностью. В 1940 г. была принята на вооружение автоматическая 25-мм зенитная пушка. Ее темп автоматической стрельбы достигал 250 выстрелов в мин. Высота действия пушки не превышала 1000 м.

Ранее была создана автоматическая 37-мм зенитная пушка образца 1939 г. Темп ее стрельбы составлял 180 выстр./мин, и она могла вести огонь по низким целям, движущимся со скоростью 140 м/с, и по целям на высоте до 3000 м. Эта зенитка оказалась настолько удачной, что по заказу моряков ее помещали на палубных установках судов, совмещая два или четыре ствола.

Основным руководителем работ по созданию зенитной артиллерии был главный конструктор М. Логинов. При его участии была сконструирована самая мощная советская зенитка 52-К образца 1939 г. калибра 85 мм. Поскольку создать автоматическую пушку такого калибра не представлялось возможным, 52-К имела ручную подачу снарядов, что ограничивало ее скорострельность до 20 выстр./мин. Выбор калибра был не случаен. Конструкторы стремились дать новой зенитке наиболее мощный снаряд, но были ограничены его весом. Он должен был соответствовать физическим возможностям человека, поскольку сохранилось ручное заряжание. При калибре 85-мм снаряд весил 9,2 кг, а патрон целиком уже 15 кг. Позднее к зенитке был разработан подкалиберный снаряд легче осколочно-зенитного и бронебойного на 4 кг. Высокая начальная скорость (около 800 м/с) позволяла зенитке поражать самолеты на высоте до 10,5 км, а по горизонту дальность стрельбы составляла 15,5 км. Как показали события Великой Отечественной воины, 85-мм зенитка смогла успешно бороться с танками.

Для ее облегчения и повышения маневренности был использован лафет принятого в 1938 г. зенитного 76-мм орудия. Лафет был четырехколесный, обладал хорошей устойчивостью и позволял быстро перевести орудие из походного положения в боевое. Вес обеих зениток был небольшой и составлял около 4 т.

Много времени конструкторы уделили изобретению удобного и надежного орудия навесного огня. До середины 30-х гг. разработки велись по двум направлениям — создание нарезных мортир и гладкоствольных минометов. Всего проектировалось до 20 различных моделей. В 1936 г. стало ясно, что наиболее перспективным и дешевым является гладкоствольный миномет, стреляющий минами с оперением (стабилизаторами). Он оказался самой простой артиллерийской системой, состоящей из трех основных деталей — ствола, лафета-двуноги и опорной плиты.

Ствол представлял из себя гладкую трубу с навинченным на нее казенником, в центре которого был боек. В минометах малого калибра не было даже ударного устройства, в них происходил «самонакол» мины. Она опускалась в ствол с дульной части, под действием силы тяжести падала на боек, капсюль срабатывал, и заряд поджигался.

На упорном лафете-двуноге размещались простейший поворотный и подъемный механизмы, амортизаторы и прицельные приспособления. Опорная плита имела в центре гнездо, в которое входил ствол своей «пяткой», представлявшей из себя шарообразную головку — нечто вроде винграда старинной пушки.

Дальность полета мины зависела от угла возвышения ствола и переменных зарядов. В нижней части мины расположены мелкие отверстия, которые служат для поджигания дополнительных зарядов. Последние представляют из себя шелковые мешочки с порохом в виде колбасок. Перед выстрелом они укладываются вокруг корпуса мины на стабилизаторы. В таком виде мина опускается в ствол. После поджигания основного заряда огонь через отверстия попадает на дополнительные заряды и воспламеняет их. Чем больше дополнительных зарядов, тем дальше летит мина. 82-мм миномет имел три, 120-мм — шесть дополнительных зарядов.

В 1937 г. был принят на вооружение первый 82-мм батальонный миномет из серии, спроектированной под руководством Б.. И. Шавырина. При весе 56 кг дальность стрельбы у него составляла 3000 м. В1938 г. поступило еще три образца миномета: 50-мм ротный, 107-мм Горновьючный и 120-мм полковой. Минометы калибра 50—107 мм были сделаны разборными для ручной переноски во вьюках.

При конструировании минометов калибра свыше 100 мм авторам пришлось доказывать возможность их создания без противооткатных устройств. В противном случае утратились бы многие выгоды миномета. Советский 120-мм миномет образца 1938 г. оказался единственным орудием такого типа, подобных ему не имелось. Для перемещения на поле боя он имел колесный ход, а на дальние расстояния — передок. При этом он сам обладал сравнительно малым весом — 256 кг. Мощность миномета была большая. Его осколочно-фугасные мины весом 16 кг создавали воронки глубиной до 1 м и радиусом в 3—4 м. Дальнобойность достигала 5700 м, а скорострельность — 15 выстр./мин.

82-мм батальонный миномет оказался самым распространенным пехотным орудием. Осколочное действие его мин было сильнее, чем снаряд 76-мм дивизионной пушки. Не говоря уже о том, что минометные мины могут доставать противника в самых глубоких оврагах и окопах, чего не делает полевая пушка. Удобство миномета заключается в простоте устройства и дешевизне производства, благодаря чему его можно изготовлять на любом заводе. Миномет не требует высокоточных станков.

К началу Великой Отечественной войны Красная Армия имела на вооружении 13 тыс. 82-мм и 3 тыс. 120-мм минометов.

Артиллерия новых систем
Артиллерия новых систем
Артиллерия новых систем
Артиллерия новых систем

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

2 × четыре =