Создание советской артиллерии

Создание советской артиллерии

Советская Республика после окончания Гражданской войны получила очень пестрое артиллерийское наследие. Наряду с образцами, освоенными на отечественных заводах, имелись многочисленные системы орудий иностранного производства, закупленные во время Первой мировой войны. После тщательного анализа на вооружении была оставлена только артиллерия отечественного изготовления. Этот небольшой круг образцов, охватывавших калибры от 37 до 305 мм, обеспечивал на первое время боеспособность Красной Армии.

К концу 20-х гг. решено было приступить к модернизации этих систем. Она была проведена в 1930 г. и затронула большинство из них. Знаменитая «трехдюймовка» образца 1902 г. получила усовершенствованный лафет и новый ствол длиной в 40 калибров. Благодаря этому стволу повысилась дальнобойность пушки с 8,5 до 13,3 км. Этой же цели способствовали увеличение угла возвышения, новое противооткатное устройство и уравновешивающий механизм. Последнее было особенно необходимо, поскольку длинный ствол труднее поддавался наводке. Дополнительный уравновешивающий механизм уменьшал давление на механизм наводки. Усовершенствованная пушка поступила на вооружение под названием «76-мм пушка образца 1902/30 гг.».

Такое же дробное наименование получили модернизированные 122- и 152-мм гаубицы, 107- и 152-мм пушки образца 1910 г. Все они стали «/30 г.». Главные изменения заключались в увеличении длины ствола, удлинении зарядной каморы для размещения большего заряда пороха, в улучшении противооткатных устройств и введении дульного тормоза у пушек, а у гаубиц — специального дальнобойного снаряда. Дальнобойность орудий изменилась: у 107-мм пушки почти на 5 км и стала чуть больше 16 км, у гаубиц на 1 км и достигла 9—10 км.

Несмотря на эти положительные результаты, модернизация все же была недостаточной. Углы горизонтального возвышения у всех орудий оставались малы, отсутствовало подрессоривание лафетов и продолжали сохраняться поршневые затворы, не дающие высокой скорострельности.

Возможности отечественной тяжелой промышленности были слабые, и поэтому в начале 1930-х гг. появилось лишь несколько новых образцов. Прежде всего на базе горного орудия была сконструирована в 1927 г. полковая 76-мм пушка. В разработке орудия принял участие известный конструктор Ф. Ф. Лендер, создатель русской зенитки. Полковая пушка получила подрессоренный лафет, правда еще с деревянными колесами, но на литых резиновых шинах. Через два года колеса были заменены металлическими спицами и в том же году принят унитарный патрон, использовавшийся в дивизионных 76-мм орудиях. Принятие единого патрона, который артиллеристы называют «выстрел», хорошо отработанного промышленностью еще с 1900-х гг., облегчало боепитание артиллерийских частей и стрелковых полков. Вес орудия в боевом положении был всего 740 кг, а дальнобойность первоначально 6700 м, а позднее 8500 м. Вес снаряда равнялся 6,5 кг.

В 1931 г. на старейшем Мотовилихинском заводе приступили к выпуску новой 122-мм корпусной пушки, широко известной потом под маркой А49. Ее начали разрабатывать в 1927 г., и через четыре года пушка была закончена. Орудие отличалось большой длиной ствола и повышенной начальной скоростью снаряда. Для облегчения наводки имелся пружинный уравновешивающий механизм. Лафет ее был с раздвижными станинами, обеспечивающими большой угол горизонтального обстрела, и с металлическими подрессоренными колесами на резиновых шинах. Для предохранения от ударов при перевозке имелось блокировочное устройство, а также применялось крепление ствола по-походному. При весе снаряда 25 кг пушка стреляла на дистанцию 20,4 км.

Большим достижением артиллерийской науки и производства того времени следует считать орудие особой мощности — 203-мм гаубицу Б-4 образца 1931 г. Б-4 имела большой угол возвышения, и благодаря использованию переменных зарядов можно было менять траекторию полета снарядов на расстояниях от 5 до 18 км. Вес гаубицы равнялся 17,7 т, а снаряда — 100 кг. В боекомплект входил особо мощный 130-килограммовый бетонобойный снаряд. Им можно было крушить железобетонные перекрытия толщиной свыше 1 м.

Из-за огромного веса орудие при транспортировке разбирали на две части. Отдельно везли ствол на специальной повозке и отдельно лафет. Передвижение гаубицы осуществлялось тракторами. С некоторыми изменениями орудие просуществовало на вооружении Красной Армии всю Великую Отечественную войну и наносило врагу чувствительные удары.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

13 − 9 =